История

Летом 1897 года в ресторане «Славянский базар» состоялась историческая встреча Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, длившаяся 18 часов. Именно тогда было принято решение о создании Московского Художественного театра и заложены основные его принципы. Сейчас невозможно представить мировой театр без реформ МХТ. На протяжении своей истории театр задавал новые направления развития в искусстве и общественной жизни, открывал новые имена и служил эталоном современного театра.

Дорогие зрители, предлагаем вам совершить экскурсию по страницам истории Московского художественного театра.


МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР (1898-1917)

14 октября 1898 г. в Москве премьерой спектакля по пьесе А. Толстого «Царь Федор Иоаннович» открылся Художественно-общедоступный театр (с 1901 года – Московский Художественный театр). Основателями и руководителями «театрального товарищества на паях» стали актер и режиссер Константин Станиславский и известный драматург и педагог Владимира Немирович-Данченко. Началась новая страница в истории мирового театра, реформаторами которого выступили основатели МХТ.

Этапными постановками этого периода стали спектакли по пьесам Антона Чехова, Максима Горького, Леонида Андреева. Важнейшей частью репертуара была скандинавская «новая драма»: только по текстам Генрика Ибсена было поставлено девять спектаклей. Театр часто обращался к русской и зарубежной классике: Александру Пушкину, Александру Грибоедову, Александру Островскому, Льву Толстому, Федору Достоевскому, Уильяму Шекспиру.

МХТ был новатором и в области театральных технологий: здание театра в Камергерском переулке было оснащено электрическим освещением, сложной системой сценических люков и поворотным кругом.

Театр стал центром культурной жизни того времени. Вокруг него группировались лучшие писатели, поэты, философы.

Царь Федор Иоаннович (1898)

  • Автор: А. Толстой
  • Постановка: К.Станиславский, В. Немирович-Данченко
  • Режиссеры: А. Санин, И. Москвин
  • Художник: В. Симов
  • В ролях: И. Москвин, А. Вишневский, В. Лужский, О. Книппер, М. Савицкая, Вс. Мейерхольд и др.

14 октября 1898 г. премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» в постановке К. Станиславского и В. Немировича-Данченко в здании театра «Эрмитаж» открылся Художественно-общедоступный театр. Ошеломительный успех спектакля ознаменовал приход принципиально новой театральной реальности.

Царь Федор 2.jpg

Царь Федор – И. Москвин. Ирина – М. Савицкая. Из фондов Музея МХАТ

Чайка (1898)

  • Автор: А. Чехов
  • Постановка: К. Станиславский, В. Немирович-Данченко
  • Художник: В. Симов
  • В ролях: М. Роксанова, К. Станиславский, О. Книппер, Вс. Мейерхольд, М. Лилина, В. Лужский и др.

17 декабря 1898 г. состоялась премьера пьесы «Чайка». Именно эту дату В. Немирович-Данченко считал днем рождения Московского Художественного театра. МХТ первым смог найти подход к драматургии А. Чехова, а чайка стала символом театра. Ее изображение по сей день украшает занавес МХАТ.

3 А. Чехов с актерами МХТ.jpg А.П. Чехов и участники спектакля «Чайка». Из фондов Музея МХАТ

На дне (1902)

  • Автор: М. Горький
  • Постановка: К. Станиславский, В. Немирович-Данченко Художник: В. Симов
  • В ролях: К. Станиславский, М. Андреева, И. Москвин, В. Качалов, О. Книппер, Л. Леонидов, В. Лужский и др.

Первые пьесы М. Горький писал специально для МХТ. Спектакль «На дне» 1902 г. обозначил обращение театра к социально-политической тематике. К. Станиславский с актерами посещал Хитров рынок, погружаясь в жизнь обитателей ночлежки. Постановка имела грандиозный успех.

Горький «На дне». Сцена из спектакля.jpg

бранд (1906)

  • Автор: Г. Ибсен
  • Постановка: В. Немирович-Данченко, В. Лужский
  • Художники: Д. Кардовский, В. Симов
  • В ролях: В. Качалов, В. Лужский, М. Германова, С. Халютина, Н. Бутов, В. Грибунин, Е. Муратова, А. Адашев и др.

Скандинавская «новая драма» занимала важнейшее место в репертуаре МХТ. Пьесу «Бранд» В. Немирович-Данченко считал самой революционной для своего времени. Спектакль возник под впечатлением разгона Думы и крестьянских волнений на юге России. Одна из самых ярких постановок по пьесам Г. Ибсена.

5 Г. Ибсен Бранд. В. Качалов, Агнес.jpg
Бранд – В. Качалов, Агнес – М. Германова

Горе от ума (1906)

  • Автор: А. Грибоедов
  • Постановка: К. Станиславский, В. Немирович-Данченко
  • Художники: В. Симов, Н. Колупаев, М. Добужинский
  • В ролях: К. Станиславский, В. Качалов, М. Лилина, В. Лужский, И. Москвин, А. Коонен и др.

«Горе от ума» в постановке 1906 г. стал самым сенсационным спектаклем сезона для двух столиц. В постановке использовалась доцензурная версия текста под редакцией Ю. Озаровского. МХТ стремился отойти от клише и показать реальную жизнь Москвы времен А. Грибоедова. Чацкий в спектакле был представлен пылким юношей, а не обличителем пороков.

Фамусов.jpg Чацкий.jpg Фамусов – К. Станиславский, Чацкий – В. Качалов. Из фондов Музея МХАТ

Синяя птица (1908)

  • Автор: М. Метерлинк
  • Постановка: К. Станиславский, Л. Сулержицкий, И. Москвин
  • Художник: В. Егоров
  • В ролях: А. Коонен, С. Халютина, М. Германова, О. Книппер, Е. Муратова, М. Савицкая, И. Москвин, С. Кузнецов, Г. Бурджалов, Л. Коренева, В. Барановская, Н. Балиев, В. Лужский, А. Горев, В. Болтин и др.

Легендарный спектакль К. Станиславского, единственный, сохранившийся до наших дней. Пьеса М. Метерлинка современниками воспринималась как манифест символизма. Новаторская режиссура впечатляла публику парадом аттракционов, сочетала в себе юмор и трогательный лиризм. Спектакль оказал значительное влияние на русский и мировой театр.

Фея.jpg Тильтиль и Митиль.jpg Фея – М. Германова, Тильтиль – С. Халютина, Митиль – А. Коонен.
Из фондов Музея МХАТ

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. ГОРЬКОГО (1918-1943)

Новая власть отнеслась к Художественному театру благосклонно. В 1919 г. ему было присвоено звание «академического», а с 1932 г. он стал называться «МХАТ СССР имени Максима Горького». Театр был признан образцом для остальных репертуарных театров страны, а Система Станиславского – единственно верной теорией сценического искусства. Начался период «омхачивания» советских театров.
Параллельно, после триумфальных гастролей 1922 года по странам Европы и США, Система Станиславского, переработанная его учениками М. Чеховым и другими, стала основой актерского образования в США. По этой методике обучались К. Иствуд, М. Монро, Д. Николсон, Г. Пек, Э. Хопкинс и другие звезды Голливуда.
Из репертуарного кризиса 1920-х годов театр выходил за счет сотрудничества с молодыми талантливыми писателями тех лет: М. Булгаковым, В. Катаевым, Л. Леоновым, Вс. Ивановым, К. Треневым.
В 1938 году умер К. Станиславский. В 1943 году – В. Немирович-Данченко, успевший поставить в 1940 году самый значительный спектакль советского периода – «Три сестры» по Чехову.

Дни Турбиных (1926) 

  • Автор: М. Булгаков
  • Художественный руководитель постановки: К. Станиславский
  • Режиссер: И. Судаков
  • Художник: Н. Ульянов
  • В ролях: Н. Хмелев, В. Соколова, И. Кудрявцев, В. Вербицкий, М. Яншин, М. Прудкин, В. Станицын, Е. Калужский, Б. Добронравов, В. Ершов и др.

Спектакль стал дебютом М. Булгакова в качестве драматурга и положил начало длительному сотрудничеству писателя с МХАТ. Несмотря на преследования со стороны цензуры и нападки критиков, постановка стала одной из самых популярных в театре. Среди поклонников «Дней Турбиных» был И. Сталин, посмотревший спектакль 15 раз.

10 М. Булгаков «Дни Турбиных».jpg Из фондов Музея МХАТ

Горячее сердце (1926) 

  • Автор: А. Островский
  • Постановка: К. Станиславский
  • Режиссеры: М. Тарханов, И. Судаков
  • Художник: Н. Крымов
  • В ролях: В. Грибунин, Ф. Шевченко, К. Еланская, М. Тарханов, И. Москвин, Б. Добронравов, В. Орлов, В. Станицын, Н. Хмелев, В. Ершов, А. Грибов и др.

Постановка 1926 г. продемонстрировала новый подход к классической драматургии А. Островского. Сатирически-обличительный спектакль говорил о социальных проблемах текущего дня. Самая остро-гротесковая постановка К. Станиславского, переосмыслившего свои подходы к театру после длительных зарубежных гастролей.

11 А. Островский «Горячее сердце».jpg Из фондов Музея МХАТ

Бронепоезд 14-69 (1927) 

  • Автор: Вс. Иванов
  • Художественный руководитель постановки: К. Станиславский
  • Режиссеры: И. Судаков, Н. Литовцева
  • Художник: В. Симов
  • В ролях: В. Качалов, Н. Хмелев, А. Вишневский, Н. Баталов, М. Кедров, Б. Добронравов, М. Прудкин, В. Станицын, О. Книппер-Чехова, М. Лилина, А. Тарасова и др.

Постановка спектакля по популярной повести Вс. Иванова была приурочена к 10-летию Октябрьской революции. В «Бронепоезде 14-69» Художественный театр открыл для себя новый жанр – героическую драму. После триумфального успеха спектакля МХАТ подтвердил свою репутацию главного драматического театра страны.

12 Вс. Иванов «Бронепоезд 14-69».jpg Из фондов Музея МХАТ

Анна Каренина (1937)

  • Автор: Л. Толстой
  • Постановка: В. Немирович-Данченко
  • Режиссер: В. Сахновский
  • В ролях: А. Тарасова, Н. Хмелев, М. Прудкин, В. Станицын, А. Степанова, М. Лилина и др.

Спектакль «Анна Каренина» в постановке В. Немировича-Данченко – один из долгожителей мхатовской сцены. Премьера прошла с триумфом, вместе со зрителями актерам аплодировали руководители СССР. Гастроли 1937 г. во Франции прошли с аншлагом, несмотря на «мертвый сезон». В 1953 г. на основе постановки был снят фильм-спектакль, сам по себе ставший событием.

Анна.jpg Вронский.jpg Анна – А. Тарасова, Вронский – М. Прудкин. Из фондов Музея МХАТ

Три сестры (1940) 


  • Автор: А. Чехов
  • Постановка: В. Немирович-Данченко
  • Режиссеры: Н. Литовцева, И. Раевский
  • Художник: В. Дмитриев
  • В ролях: А. Тарасова, К. Еланская, А. Степанова, И. Гошева, В. Станицын, Н. Хмелев, Б. Ливанов, А. Грибов и др.

Вместе с этим спектаклем в МХАТ вернулась чеховская драматургия. Постановка В. Немировича-Данченко признается лучшим спектаклем советского периода МХАТ. Она произвела сильнейшее впечатление на предвоенного зрителя, под ее влиянием жили и творили лучшие советские режиссеры «оттепели». Во время гастролей 1958 г. в Великобритании спектакль был восторженно принят публикой и критиками.

15 А. Чехов «Три сестры». Ольга – К. Еланская, Маша – А. Тарасова, Ирина – А. Степанова.jpg Ольга – К. Еланская, Маша – А. Тарасова, Ирина – А. Степанова. Из фондов Музея МХАТ

Русские люди (1943) 

  • Автор: К. Симонов
  • Постановка: Н. Хмелев
  • Режиссеры: В. Станицын, М. Кнебель
  • Художник: В. Дмитриев
  • В ролях: Б. Добронравов, А. Комолова, М. Тихомирова, В. Орлов, К. Еланская, А. Грибов, М. Яншин, П. Массальский и др.

В Великую Отечественную войну МХАТ был един со своим народом. Многие из актеров и служащих театра пали смертью храбрых. Оставшиеся в театре служили на культурном фронте. «Русские люди» К. Симонова – первая советская пьеса, героем которой стал рядовой солдат. А спектакль в МХАТ – самая глубокая и значительная из постановок по этому тексту.

16 К. Симонов «Русские люди». Валя – А. Комолова, Сафонов – Б. Добронравов.jpg Сафонов – Б. Добронравов, Валя – А. Комолова. Из фондов Музея МХАТ

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. ГОРЬКОГО (1944-1987)

После кончины В. Немировича-Данченко во главе МХАТ на несколько лет оказались актеры Н. Хмелев и И. Москвин. После их смерти театром два с лишним десятилетия руководил Художественный совет в составе В. Станицына, Б. Ливанова, М. Кедрова, В. Богомолова. В 1970 году руководителем МХАТ был назначен актер, режиссер, создатель театра «Современник» О. Ефремов.
Выпускник Школы-студии МХАТ, Ефремов попытался вернуть театр к истокам – к понятию «театр-дом», художественному поиску и созвучности времени. В репертуаре появились пьесы молодых драматургов: М. Рощина, А. Володина, В. Розова, А. Гельмана, А. Вампилова. Одновременно шла работа с русской и зарубежной классикой, прежде всего – с пьесами А. Чехова. К работе в театре были привлечены молодые талантливые режиссеры: А. Васильев, А. Эфрос, К. Гинкас, М. Розовский, Р. Виктюк. Ефремов привел в труппу выдающихся актеров: А. Калягина, И. Смоктуновского, О. Борисова, А. Вертинскую, Е. Евстигнеева, О. Табакова, Т. Доронину.
Постановки театра вызывали большой культурный резонанс и пользовались широкой популярностью у зрителей.

Три толстяка (1961)

  • Автор: Ю. Олеша, М. Горюнов
  • Постановка: В. Богомолов, М. Горюнов
  • Художник: Л. Батурин
  • В ролях: В. Невинный, Н. Гуляева, А. Покровский, Г. Епифанцев, И. Васильев, В. Трошин, Ю. Ларионов и др.

В 1930 г. В. Немирович-Данченко уже обращался к сказке Ю. Олеши «Три толстяка» – эта постановка должна была сменить «Синюю птицу» – но по ряду причин не задержалась в репертуаре. В 1961 г. спектакль поставили в новой сценической версии по новой инсценировке. «Три толстяка» В. Богомолова и М. Горюнова стали одним из самых популярных спектаклей в истории МХАТ и были сыграны 761 раз.

17 Ю. Олеша «Три толстяка». Сцена из спектакля.jpg Из фондов Музея МХАТ

Дульсинея Тобосская (1971) 

  • Автор: А. Володин
  • Постановка: О. Ефремов
  • Режиссер: В. Кашпур
  • Художник: И. Димент
  • В ролях: Т. Доронина, А. Георгиевская, О. Ефремов, А. Дик и др.

Первый спектакль О. Ефремова в качестве художественного руководителя МХАТ. Здесь он выступил в качестве режиссера и актера. Знаменитый кинодуэт О. Ефремова и Т. Дорониной впервые обрел свое место на сцене. Единственный совместный спектакль двух выдающихся артистов.

Альдонса и Дон Луис.jpg Альдонса – Т. Доронина, Дон Луис – О. Ефремов. Из фондов Музея МХАТ

Сталевары (1972) 

  • Автор: Г. Бокарев
  • Постановка: О. Ефремов
  • Режиссер: Л. Монастырский
  • Художник: И. Сумбаташвили
  • В ролях: В. Расцветаев, Е. Евстигнеев, Н. Гуляева, В. Сергачев, Е. Киндинов, П. Чернов, А. Калягин, Г. Епифанцев, Б. Щербаков и др.

Производственный по теме, эпический по форме, этот спектакль 1972 г. занимает особое место в истории МХАТ. Пьеса была написана по инициативе О. Ефремова. В процессе работы над спектаклем авторы плотно общались работниками завода «Серп и молот». Революционная сценография И. Сумбаташвили воссоздала на подмостках театра реальный мартеновский цех.

19 Г. Бокарев «Сталевары». Лагутин – В. Расцветаев, Хромов – Е. Евстигнеев.jpg Лагутин – В. Расцветаев, Хромов – Е. Евстигнеев. Из фондов Музея МХАТ

Соло для часов с боем (1973)

  • Автор: О. Заградник
  • Постановка: О. Ефремов
  • Режмссер: А. Васильев
  • Художник: И. Попов
  • В ролях: М. Яншин, А. Грибов, О. Андровская, М. Прудкин, В. Станицын, В. Абдулов, И. Мирошниченко и др.

В этом спектакле 1973 г. О. Ефремов собрал на сцене легендарных «стариков» МХАТ – М. Яншина, О. Андровскую, М. Прудкина, В. Станицына, А. Грибова. Для некоторых из них спектакль стал последней премьерой в жизни. С этой постановки началась карьера знаменитого режиссера А. Васильева, работавшего в театре режиссером-стажером.

20 О. Заградник «Соло для часов с боем». Сцена из спектакля.jpg

Из фондов Музея МХАТ

Иванов (1976) 

  • Автор: А. Чехов
  • Постановка: О. Ефремов
  • Режиссер: С. Десницкий
  • Художник: Д. Боровский
  • В ролях: И. Смоктуновский, Е. Васильева, И. Мирошниченко, М. Прудкин, Е. Евстигнеев, В. Невинный, А. Степанова и др.

Иванов – первая роль И. Смоктуновского в Художественном театре и одна из самых значимых в его карьере. О. Ефремов предложил зрителю новое прочтение чеховского текста. Спектакль об утрате смысла жизни оказался крайне созвучным настроениям эпохи «позднего застоя».

Иванов.jpg Иванов – И. Смоктуновский. Из фондов Музея МХАТ

Тартюф (1981)

  • Автор: Ж. Б. Мольер
  • Постановка: А. Эфрос
  • Художник: Д. Крымов
  • В ролях: А. Степанова, А. Калягин, А. Вертинская, Ю. Богатырев, С. Десницкий, С. Любшин, Н. Гуляева и др.

Самый «вахтанговский» спектакль великого режиссера А. Эфроса: смешной, легкий, умный. На протяжении 1980-х гг. шел с неизменным аншлагом. Выдающаяся работа художника сцены Д. Крымова, звездный ансамбль актеров.

Тартюф и Эльмира.jpg Тартюф – С. Любшин, Эльмира – А. Вертинская. Из фондов Музея МХАТ

Скамейка (1984) 

  • Автор: А. Гельман
  • Постановка: О. Ефремов
  • Режиссер: М. Мокеев
  • Художник: В. Левенталь
  • В ролях: Т. Доронина, О. Табаков

Одна из самых громких премьер 1980-х гг. Пьеса долгое время была под запретом, добиться ее постановки удалось Т. Дорониной. Сценический дуэт Т. Дорониной и О. Табакова производил огромное впечатление на зрителя. Автор пьесы А. Гельман стал знаковым драматургом МХАТ времен О. Ефремова.

23 А. Гельман «Скамейка». Он – О. Табаков, Она – Т. Доронина.jpg Он – О. Табаков. Она – Т. Доронина. Фото: И. Александров

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. ГОРЬКОГО (1987-2018)

Разрастание труппы театра, внутренние проблемы и кризисные социально-политические события времен позднего СССР привели к расколу МХАТ в 1987 г. Часть труппы во главе с О. Ефремовым вышла из коллектива и основала театр в историческом здании МХТ в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького под руководством выдающейся актрисы Т. Дорониной продолжил работу в новом здании театра на Тверском бульваре, выстроенном по проекту архитектора В. Кубасова. В перестроечные и постперестроечные годы МХАТ оказался в оппозиции к происходящим в стране и театральной жизни процессам. На протяжении трех десятилетий, до прихода Э. Боякова на пост художественного руководителя в декабре 2018 г., театр работал в режиме информационной блокады.
Главным направлением деятельности МХАТ при Т. Дорониной стало сохранение традиций русского психологического театра. Основой репертуара послужила проверенная временем русская, советская и зарубежная классика: пьесы А. Островского, А. Чехова, М. Горького, М. Булгакова, А. Арбузова, В. Распутина, У. Шекспира, Б. Шоу. Большой заслугой театра в этот период стало сохранение в репертуаре единственных уцелевших постановок основателей МХАТ – спектаклей «Синяя птица» и «Три сестры». Особым успехом пользовались спектакли с участием Т. Дорониной, которая с 2018 г. занимает почетную должность президента театра.

Старая актриса на роль жены Достоевского (1988) 

  • Автор: Э. Радзинский
  • Постановка: Р. Виктюк
  • Художник: В. Боер
  • В ролях: Т. Доронина, А. Ливанов

Роль Т. Дорониной в этом спектакле, где ее постоянным партнером выступал артист А. Ливанов, считается одной из лучших в репертуаре актрисы.

Старая актриса на роль жены Достоевского.jpg Она – Т. Доронина, Он – А. Ливанов

Прощание с Матерой (1988)

  • Автор: В. Распутин
  • Постановка: А. Борисов
  • В ролях: А. Георгиевская, К. Ростовцева, Л. Стриженова, Л. Кудрявцева, А. Семенов, Н. Пеньков и др.

«Прощание с Матерой» – этапная постановка МХАТ им. М. Горького, в которой совпали художественные принципы, общественная позиция и мироощущение автора и театра. События 1960-х гг., описанные в повести Распутина, перекликались с современностью: разоренный в 1987 г. МХАТ едва не «ушел под воду», как остров Матера.

Дарья и Катерина.jpg Дарья – А. Георгиевская, Катерина – Л. Кудрявцева. Из фондов Музея МХАТ

Лес (1993)

  • Автор: А. Островский
  • Постановка: Т. Доронина
  • Художник: В. Серебровский
  • В ролях: Т. Доронина, В. Клементьев, М. Кабанов, С. Габриэлян, А. Чубченко, Т. Шалковская и др.

Спектакли по пьесам великого русского драматурга в постановке Т. Дорониной, в декорациях В. Серебровского, с музыкальным оформлением В. Соколова стали визитной карточкой МХАТ им. М. Горького рубежа веков.

Лес.jpg Буланов – М. Кабанов, Гурмыжская – Т. Доронина

Ее друзья (1997)

  • Автор: В. Розов
  • Постановка: В. Усков
  • Художник: В. Серебровский
  • В ролях: А. Дмитриев, Л. Жуковская, Н. Пирогова, Г. Ромодина, Т. Шалковская, А. Алексеева, И. Архипова, А. Бирюков и др.

В. Розов написал пьесу «Ее друзья» в 1949 г. Почти через полвека пьесу поставил на сцене МХАТ им. М. Горького знаменитый кинорежиссер В. Усков, не изменив в ней ни слова. Режиссеру и актерам удалось создать живой, эмоциональный и правдивый портрет молодого послевоенного поколения.

Ее друзья.JPG Римма – Е. Катюхина, Светлана – М. Янко, Людмила – М. Фадина

Мастер и Маргарита (2009)

  • Автор: М. Булгаков
  • Постановка: В. Белякович
  • В ролях: В. Клементьев, М. Кабанов, И. Фадина, О. Цветанович, А. Титоренко, В. Ровинский, Б. Бачурин, М. Дахненко, Ю. Болохов, Н. Пирогова, А. Самойлов и др.

Т. Доронина как художественный руководитель театра активно поддерживала традицию булгаковских спектаклей в МХАТ им. М. Горького. Большая сцена МХАТ оказалась идеальным полигоном для экспериментальных постановок В. Беляковича. «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова – самый зрелищный и самый амбициозный спектакль известного режиссера.

Мастер и Маргарита.jpg

Пигмалион (2016)

  • Автор: Б. Шоу
  • Постановка: Т. Доронина
  • В ролях: Е. Коробейникова, А. Титоренко, Ю. Болохов, Л. Голубина, Е. Катышева, К. Пробст, Ю. Ракович и др.

Спектакли по классическим европейским пьесам в МХАТ «доронинского периода» можно назвать торжеством сценографии и костюма. «Пигмалион» в постановке Т. Дорониной – это красочное, захватывающее зрелище, насыщенное юмором и неподдельными эмоциями.

Пигмалион.jpg Миссис Пирс – Е. Кузнецова, Элиза Дулитл – Е. Коробейникова,
Генри Хиггинс – А. Титоренко

Отцы и дети (2018)

  • Автор: И. Тургенев
  • Постановка: А. Дмитриев
  • Художник: В. Федотьев
  • В ролях: Н. Коротаев, Ю. Ракович, А. Самойлов, О. Цветанович, М. Кабанов, И. Фадина, И. Архипова, К. Пробст и др.

Главная тема романа – конфликт мировоззрений двух поколений – остается неизменно актуальной и в наши дни. Режиссеру и актерам спектакля удалось воплотить на сцене подлинный дух классической русской литературы, а художнику – воссоздать очарование провинциальных усадеб позапрошлого века.

Отцы и дети.JPG Евгений Базаров – Н. Коротаев

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР СЕГОДНЯ


ПОСЛЕДНИЙ СРОК (2019)

  • Автор: В. Распутин
  • Постановка: С. Пускепалис
  • Художник: Э. Гизатуллин
  • В ролях: Е. Коробейникова, Н. Маркина, Н. Моргунова, М. Кабанов, М. Янко, А. Алексеева, С. Галкин, И. Фадина, Л. Голубина, С. Габриэлян, В. Клементьев и др.

В 1977 году В. Распутин написал инсценировку своей повести специально для МХАТ. 8 мая 2019 года «Последний срок» вернулся на сцену МХАТ им. М. Горького в новой постановке С. Пускепалиса. Спектакль переносит зрителя в советскую деревню к умирающей старухе и заставляет вспомнить о своих корнях, о долге перед родителями и горькой женской судьбе.

Последний срок.jpg Анна – Е. Коробейникова

ЛЕДИ ГАМИЛЬТОН (2019)

  • Автор: Т. Реттиген
  • Постановка: А. Дмитриев
  • Художник: В. Федотьев
  • В ролях: Л. Голубина, М. Дахненко, Т. Шалковская, А. Погодин, Ю. Ракович, Н. Пирогова, А. Оя, О. Цветанович и др.

Спектакль по пьесе Т. Реттигена «Он завещал ее нации» утвердил на сцене МХАТ имперский стиль. На фоне грядущего Трафальгарского сражения разворачивается любовная драма национального героя Великобритании адмирала Нельсона и леди Гамильтон. Одна из величайших историй любви двух выдающихся личностей, бросающих вызов общественному мнению.

Леди Гамильтон.JPG Нельсон – М. Дахненко, Эмма – Л. Голубина

СИНЯЯ ПТИЦА (2019)

  • Автор: М. Метерлинк
  • Постановка: К. Станиславский, Л. Сулержицкий, И. Москвин
  • Режиссеры реконструкции: Э. Бояков, Н. Пирогова

  • Художник: В. Егоров

  • В ролях: М. Янко, Е. Черевко, С. Кисличенко, Н. Моргунова, Л. Жуковская, М. Янушевская, К. Пробст, А. Рубеко, Л. Голубина, Б. Бачурин, Т. Миронова, А. Удалов, Т. Дружков, Р. Титов, Н. Пирогова, А. Карпенко, А. Оя, И. Архипова и др.

В 2019 году состоялась реконструкция единственной постановки К. Станиславского, дожившей до наших дней. Была проведена тщательная работа по восстановлению декораций, костюмов, текстов и утраченных смыслов. Сегодняшний маленький зритель продолжает удивляться чудесам «Синей птицы», как это было и сто лет назад.

М. Метерлинк «Синяя птица». Сцена из спектакля.JPG

ПАРИКМАХЕРША (2019)

  • Автор: С. Медведев
  • Постановка: Р. Маликов
  • Художник: П. Бахтина
  • В ролях: И. Оболдина, А. Галинова, С. Курач, М. Сиворин, С. Кисличенко, Д. Зенухин и др.

Режиссер Р. Маликов возвращается к одному из важнейших текстов «новой драмы» нулевых. История о наивной русской мечтательнице, убегающей в мир иллюзий, поднимает важнейшую проблему насилия над женщинами. Действие комедии, специально адаптированной С. Медведевым для МХАТ, разворачивается в виде историй бумажной книжки-раскладушки.

С.А. Медведев «Парикмахерша». Ирина - Инга Оболдина, Алексей Николаевич - Сергей Кисличенко, Татьяна - Анна Галинова.jpg Ирина – И. Оболдина, Алексей Николаевич – С. Кисличенко, Татьяна – А. Галинова

ЗВЁЗДНАЯ ПЫЛЬ (2019)

  • Автор: Н. Мошина
  • Постановка: Г. Шушчевичуте
  • Художник: Г. Рахмилович
  • В ролях: Т. Дружков, Е. Ливанова, Л. Некипелова, Б. Бачурин, А. Хатников, Н. Медведева, Л. Голубина, Р. Титов и др.

На Малой сцене театра поднимаются вопросы вселенского масштаба. Драма маленького человека, которому выпал шанс совершить поступок, спасти Землю и выйти на контакт с инопланетными существами. Вырастить в себе героя. И понять, что его жизнь на самом деле не такая уж маленькая, что нет ничего дороже родных и близких людей.

Н.Мошина "ЗВЁЗДНАЯ ПЫЛЬ".jpg

Герой – Т. Дружков

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА (2019)

  • Автор: Г.Х. Андерсен
  • Постановка: Р. Сотириади
  • Художник: И. Титоренко
  • В ролях: Г. Андреев, Л. Голубина, Т. Миронова, М. Янушевская, Н. Федоров, Д. Зенухин, Э. Цымбал, К. Пробст, А. Оя, Р. Титов, А. Чайкина и др.

Старая сказка, рассказанная языком песен, трюков и мультимедийных технологий. Калейдоскоп чудес, ярких красок, современных ритмов, юмора и отваги влюбил в себя юного зрителя. На сцену вернулся перевод, не прошедший правку советской цензурой, и вновь зазвучали христианские мотивы, заложенные автором.

Г.Х. Андерсен "СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА".jpg

ТРИ СЕСТРЫ (2020)

  • Автор: А. Чехов
  • Постановка: В. Немирович-Данченко
  • Режиссеры: Н. Литовцева, И. Раевский

  • Режиссеры реконструкции: В. Клементьев, М. Кабанов

  • Художник: В. Дмитриев
  • В ролях: Ю. Ракович, Ю. Коновалов, Э. Цымбал, К. Пробст, Н. Медведева, П. Маркелова, А. Рубеко, А. Кравчук, М. Кабанов, Н. Коротаев, М. Бойцов, Д. Зенухин, М. Дахненко, М. Сиворин, С. Габриэлян, А. Дмитриев, А. Погодин, и др.

В 2020 году исполнилось 160 лет со дня рождения Антона Чехова, 120 лет – пьесе «Три сестры» и 80 лет знаменитой мхатовской постановке В. Немировича-Данченко. К этой дате МХАТ реконструировал один из самых знаковых спектаклей своего репертуара. Исследовательская работа была проведена совместно с театроведом Светланой Новиковой, художниками МХТ им. А. Чехова, Музеем МХАТ.

А.П. Чехов «Три сестры». Ольга – Кристина Пробст, Маша – Наталия Медведева, Ирина – Полина Маркелова.jpg

Ольга – К. Пробст, Маша – Н. Медведева, Ирина – П. Маркелова

КРАСНЫЙ МОЦАРТ (2020)

  • Автор: Дмитрий Минчёнок
  • Режиссер: Рената Сотириади
  • Художник по костюмам: Елена Ярочкина
  • Художник-постановщик: Борис Краснов
  • В ролях: Сергей Шакуров, Тимур Дружков, Ирина Линдт, Елена Терентьева, Максим Дахненко, Иван Рыжиков, Юрий Коновалов, Николай Коротаев, Герман Андреев, Максим Бойцов, Андрей Вешкурцев, Александр Михайлов, Мария Янко, Мария Янушевская, Артемий Оя, Роман Титов, Эльвира Цымбал и др.

Музыкальный спектакль о любви и таланте, посвященный Исааку Дунаевскому, в котором звучит его музыка в исполнении оркестра Военно-космических сил РФ. Песни, знакомые многим поколениям огромной страны, отражающие запросы времени, но дарящие при этом ощущение счастья. Авторы спектакля поднимают актуальный сегодня вопрос о взаимоотношениях власти и культуры. И воссоздают на сцене эстетику времен выдающейся музыки, советский «Голливуд», где живут озвученные песнями Дунаевского персонажи.

Дмитрий Минчёнок - «Красный Моцарт».jpg

ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ (2020)

  • Автор: Вильгельм Гауф
  • Автор инсценировки: Владимир Щербинин
  • Режиссер-постановщик: Сергей Харлов
  • Режиссер реконструкции: Олеся Невмержицкая
  • Художник, художник по костюмам: Андрей Квартальнов
  • Художник реконструкции: Михаил Кукушкин
  • В ролях: Кирилл Зайцев , Тимур Дружков, Эльвира Цымбал, Татьяна Шалковская, Наталия Моргунова, Николай Коротаев , Александр Карпенко, Сергей Габриэлян, Павел Буйнаков, Владимир Халтурин, Артемий Оя, Сергей Галкин.

Из всех немецких сказочников Вильгельм Гауф считается самым детским. Но «Холодное сердце» - это не только увлекательная история, это серьезный разговор о смысле жизни, о любви и милосердии. Новая версия старого спектакля показана в 2020 году. Сегодня спектакль можно поздравить с новым рождением. Рукотворное волшебство декораций украшено видеоартом, а сценическое действие наполнено новой музыкой.

Вильгельм Гауф - «Холодное сердце». Петер – Кирилл Зайцев..jpg

НЕКУРОРТНЫЙ РОМАН (2020)

  • Авторы: Елена Исаева, Денис Ретров, Владимир Забалуев, Анна Гейжан, Алексей Шнейдер, Иван Шипнигов
  • Режиссеры: Эдуард Бояков, Сергей Глазков
  • Генеральный продюсер: Дмитрий Гринченко
  • Художник: Александр Цветной
  • Композитор: Кузьма Бодров
  • В ролях: Алика Смехова, Ирина Линдт, Алиса Гребенщикова, Анна Галинова, Лидия Кузнецова, Лариса Некипелова, Елизавета Базыкина, Елизавета Знахуренко и др.

Документально-музыкальный спектакль, в основу которого легли реальные истории, записанные на диктофон драматургов. Семь ярких актрис говорят от имени семи сочинских женщин разных возрастов, социального статуса и национальностей. Семь историй о любви, где смешное переплетается с трагическим, лирика – с драмов, реальность – с мечтами.
Пьеса стала совместным проектом Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета и МХАТ им. М. Горького и была представлена сочинскому зрителю в рамках XIII Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета 18 февраля 2020 года.

«Некурортный роман» Авторы - Елена Исаева, Денис Ретров, Владимир Забалуев, Анна Гейжан, Алексей Шнейдер, Иван Шипнигов.jpg Алана - А. Смехова, Вероника - И. Линдт, Кристина - А. Гребенщикова, Ева - Л. Некипелова

У ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА МАЛО ДРУЗЕЙ (2020)

  • Автор: Святослав Рыбас, Екатерина Рыбас
  • Режиссер-постановщик: Александр Дмитриев
  • Художник-постановщик: Елена Ярочкина
  • Художник по костюмам: Елена Ярочкина
  • В ролях: Эдуард Флёров, Кирилл Зайцев, Наталия Медведева, Мария Янко, Екатерина Черевко, Никита Померанцев, Андрей Погодин, Герман Андреев, Михаил Сиворин, Тимофей Ивашина и др.

Историческая драма о Петре Столыпине – ключевой фигуре в понимании предреволюционной России. Бесстрашного политика критиковали за жетскость реформ, на него было совершено 11 покушений. Государственный деятель, непозволительно прогрессивный для одних, для других – опасный реакционер, умевший не нравиться практически всем, но не отступивший от своих убеждений.

Спектакль поставлен при поддержке Московского Экономического Форума (МЭФ).

Святослав Рыбас «У премьер-министра мало друзей».jpg П. А. Столыпин – Эдуард Флёров, О. Б. Столыпина – Мария Янко

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ (2020)

  • Автор инсценировки и режиссер: Игорь Ларин
  • Художник по костюмам: Оксана Богданович
  • Хореограф: Дмитрий Мамонов
  • В ролях: Александр Карпенко, Николай Коротаев, Юрий Ракович, Герман Андреев, Кирилл Зайцев, Николай Коротаев, Алексей Смирнов, Юрий Ракович, Кристина Пробст, Мария Янушевская, Эльвира Цымбал, Наталия Медведева, Арина Алексеева, Анастасия Рубеко

Режиссер Игорь Ларин взглянул на памятник древнерусской литературы иначе, чем учат нас учебники: это история большой трагедии. Спектакль яркий, экспрессивный, во много построенный на пластике. Камерное пространство Малой сцены становится и полем битвы, и местом для молитвы, и площадью для раскаяния. Сами тела актеров – декорациями, а души их – живым Словом.

Народный эпос «Слово о полку Игореве».jpg

НЮРНБЕРГКСИЙ ВАЛЬС (2020)

  • Автор: Александр Звягинцев
  • Режиссер: Грета Шушчевичуте
  • Шеф-драматург: Алексей Зензинов
  • Художник-постановщик: Дмитрий Разумов
  • Музыка: Рихард Вагнер
  • В ролях: Анатолий Руденко, Елизавета Арзамасова, Михаил Кабанов, Ирина Фадина, Ирина Линдт, Александр Удалов, Сергей Кисличенко, Максим Дахненко, Михаил Сиворин, Олег Цветанович, Юрий Коновалов и др.

Спектакль «большого стиля»: в декорациях, которые воспроизводят интерьеры знаменитого «зала 600» Дворца правосудия в Нюрнберге, зрители, как очевидцы Нюрнбергского процесса, станут свидетелями исторического трибунала и трагической любовной истории русской аристократки-эмигрантки и советского разведчика.

Александр Звягинцев. Спектакль большого стиля «Нюрнбергкский вальс».jpg Денис Славин, капитан разведки – А. Руденко, Ирина Гагарина, княжна – Е. Арзамасова

ЛАВР (2020)

  • Автор текста: Евгений Водолазкин
  • Режиссёр-постановщик: Эдуард Бояков
  • Авторы инсценировки: Эдуард Бояков, Алексей Зензинов
  • Художник-постановщик: Александр Цветной
  • Режиссёр: Сергей Глазков
  • Художник по костюмам: Алиса Меликова
  • Музыкальный продюсер: Кузьма Бодров
  • Музыкальный руководитель: Василий Поспелов
  • Художник по свету: Алексей Наумов
  • Хореограф-постановщик: Рамуне Ходоркайте
  • Хореограф: Александра Бочкарева
  • Арт-директор видео: Даниил Кутузов
  • Продюсер видео: Максим Чепухалин, Екатерина Кучеренко
  • Авторы и исполнители музыки – Варвара Котова (вокал, гусли, колесная лира), Сергей Калачев (Гребстель), (бас-гитара), Петр Главатских (маримба, ударные)
  • Звукорежиссеры – Григорий Литвинов, Илья Климанов
  • В ролях: н. а. РФ Дмитрий Певцов, Никита Кашеваров, Евгений Кананыхин, Алиса Гребенщикова, н. а. РФ Валентин Клементьев, н. а. РФ Леонид Якубович, Лидия Кузнецова, Даня Коновалов, Елена Коробейникова, Матвей Сотириади, н. а. РФ Михаил Кабанов, Эльдар Гараджаев, Роман Титов, Павел Устинов и др.

«Лавр» - масштабный мультимедийный спектакль. Сценография, которую создал Александр Цветной, воплощает принцип «жития в клеймах»: декорация представляет собой «иконостас», где попеременно «оживают» ячейки. Вызов постановки еще и в том, что такого сложного спектакля МХАТ еще не ставил: задействована вся машинерия сцены, готовятся сложнейшие мультимедийные решения, свет построен на современной проекционной технологии. Художник по костюмам Алиса Меликова придумала для героев спектакля яркие образы, в которых средневековый облик сживается с современными дизайнерскими деталями одежды. Спектакль наполнен музыкой. В музыкальной канве русские аутентичные напевы соединяются с электронным звучанием, с паттернами рока и хип-хоп. Над музыкальным оформлением работал Кузьма Бодров, много сотрудничающий с Юрием Башметом, Симфоническим оркестром Евгения Светланова, автор нескольких произведений, написанных для мессы Его Святейшества Папы Римского Бенедикта XVI в Мадриде в 2011 году. На сцене - известнейшая исполнительница старинной музыки и фольклора Варвара Котова с гуслями и колесной лирой, перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских и один из лучших бас-гитаристов России Сергей Калачёв Гребстель.

Lavr.jpgЛавр – н. а. РФ Д. Певцов, Устина – А. Гребенщикова

ВИШНЕВЫЙ САД (2020)

  • Автор: Антон Чехов
  • Режиссёр-постановщик: Сергей Данченко
  • Режиссёр реконструкции: н.а. РФ Валентин Клементьев
  • Художник-постановщик: Владимир Серебровский
  • Художник реконструкции: з.р.к.РФ Екатерина Кузнецова
  • Художник по костюмам: Елена Зыкова
  • В ролях: Анна Большова, Мария Следнева, Елена Коробейникова, Руслан Маликов, Андрей Кравчук, Павел Устинов, Дэвид Пилия, Сергей Габриэлян, Наталия Моргунова, Эльдар Гараджаев, Эльвира Цымбал, Александр Карпенко, Геннадий Кочкожаров и др.

«Вишневый сад» прожил на сцене МХАТ несколько жизней. Спектакль 1988 года в сценографии Владимира Серебровского, режиссер – Сергей Данченко, в главной роли – Татьяна Доронина. Режиссеры 2017 года – Михаил Кабанов, Валентин Клементьев, в главной роли – Лидия Матасова. И вот теперь – новая жизнь, реконструкция: режиссер 2020 года - Валентин Клементьев, в главной роли – заслуженная артистка России Анна Большова. «Вишневый сад» 2020 имеет несколько особенностей. Во-первых, основа спектакля, его главная характеристика – гениальный театральный художник Владимир Серебровский, который создал теплые, аутентичные декорации Серебряного века. Во-вторых, в спектакле задействованы молодые артисты: режиссер решил скорректировать пьесу в соответствии с тем возрастом, который был у героев Чехова. Третья отличительная особенность новой постановки МХАТ – русский психологический театр, который существовал в эпоху появления Московского Художественного театра и который сегодня редко встречается на сцене.

Vishevyi sad.jpg

ЛЕС (2021)

  • Автор: Александр Островский
  • Режиссер-постановщик: Виктор Крамер
  • Сценография: Виктор Крамер
  • Художник по костюмам: Евгения Панфилова
  • Композитор: Тихон Хренников
  • В ролях: Надежда Маркина, Татьяна Поппе, Андрей Мерзликин, Григорий Сиятвинда, Тимур Дружков, Алиса Гребенщикова, Олег Цветанович, Иван Рыжиков, Эдуард Флёров, Александр Карпенко и др.

Новая постановка МХАТ отличается от привычного и классического Островского: стык авангарда, классического театра, буффонады, минимализма и многослойности – петербургский режиссер Виктор Крамер сочетал несочетаемое с помощью иронии и юмора. Новаторская форма постановки присутствует в декорациях, в костюмах, в пластике, в музыке, раскрывая и помогая увидеть новые смыслы классической пьесы. Вместо традиционной сценографии, на сцене зритель видит гору опилок, которые, как в последнем дне Помпеи, покрывают все имение Гурмыжской – по ним ходят, бегают и прыгают главные герои, одетые в костюмы, которые мало чем напоминают о веке XIX, а намекают, скорее, на героев XXI века. В гору опилок превратилась вся усадьба, а на ней величественно возвышается лесопильная машина и превращает в труху не только лес, но и мебель некогда традиционного русского имения. Вполне современный пейзаж, на фоне которого разворачивается история алчности и жестокости одних и благородных поступков других.

Лес Несчастливцев – А. Мерзликин, Счастливцев – Г. Сиятвинда, Аксюша – Е. Базыкина

МИФИЧЕСКИЙ МУЖ И ЕГО СОБАКА (2021)

  • Режиссер-постановщик – з.а. РСФСР Сергей Десницкий

  • Художник-постановщик – Александр Окунь

  • Художник по костюмам – Елена Зыкова

  • Музыкальное оформление и оригинальная музыка – Александр Симоненко

  • Главный видеохудожник – Максим Чепухалин

  • Художник по свету – Валентин Бакоян

  • В ролях: Юрий Ракович, Николай Коротаев, Наталия Медведева, Лариса Голубина, Вера Десницкая, Кристина Пробст, Елена Коробейникова, Сергей Кисличенко, з.а. РФ Лариса Жуковская и др.

В год своего восьмидесятилетия заслуженный артист РСФСР, театральный режиссер и педагог Сергей Десницкий взялся за тему личной жизни творца. Его пьеса рассказывает об отношениях двух великих мхатовцев – актрисы Ольги Книппер и великого русского драматурга Антона Павловича Чехова. Судьба писателя хорошо известна, но в новом спектакле МХАТ творческая кухня драматурга раскрывается через его взаимоотношения с супругой, об этой стороне жизни Чехова знают только специалисты. Было ли это супружество основано на любви? Была ли у Чехова и Книппер семья в обычном смысле этого слова? Постановка основана на реальной переписке героев и рассказывает об эпохе создания «Трех сестер», «Вишневого сада», о взаимоотношениях Чехова с Московским Художественным театром.

Мифический муж и его собака.jpg Антон Чехов – Ю. Ракович, Мария Павловна – К. Пробст


Бронирование билета

Спектакль: