История создания

История создания

В 1987 году МХАТ СССР им. М. Горького разделился на два театра: МХАТ под руководством Татьяны Дорониной, сохранивший в своём названии имя М. Горького и МХАТ под руководством Ефремова, с 1989 года носящий имя А. П. Чехова.

Московский художественный академический театр им. М. Горького считает себя правопреемником МХАТа, не отрекаясь от традиций, сложившихся в советскую эпоху, свой путь после раздела театр определил как «возвращение к Станиславскому»

В настоящее время МХАТ им. Горького располагается по адресу: Тверской бульвар, д. 22, — в здании, построенном в 1973 году по проекту архитектора В. С. Кубасова по инициативе министра культуры Е. А. Фурцевой для обеспечения сценическим пространством многочисленной труппы театра. Нынешнему МХАТу принадлежат обретённые в советскую эпоху орден Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Трудового Красного Знамени; символику старого МХАТа, парящую чайку, сохраняют оба театра.

Художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Татьяна Доронина

С октября 1987 года, когда пьесой М. Горького «На дне» театр после раздела заявил о своей верности основоположникам Московского Художественного театра, поставлено более семидесяти спектаклей русского и зарубежного репертуара, и в первую очередь: «Зойкина квартира», «Белая гвардия», «Полоумный Журден», «Вишнёвый сад», «Васса Железнова» и др.

По-прежнему на сцене МХАТ им. М. Горького идут пьесы, поставленные много лет назад: «Вишнёвый сад», «Синяя птица» М. Метерлинка, «Три сестры», — спектакль, восстановленный Т. В. Дорониной по режиссёрскому рисунку В. И. Немировича-Данченко. Также ставятся «Тайна двери отеля Риган», «Её друзья», «Незримый друг», «Старая актриса на роль жены Достоевского», «Обрыв», «В ста шагах от праздника», «Дорогая Памелла», «Так и будет!». В репертуаре театра пьесы А. Н. Островского — «Банкрот (Свои люди сочтемся)», «Без вины виноватые», «Лес», «Дикарка», «Женитьба Белугина», «Не всё коту масленица», «Красавец-мужчина».


Художественный руководитель МХАТ им. М.Горького, Народная артистка СССР Т.В.Доронина

Предназначение драматического театра всегда определялось словом «духовность». Стараясь удержать и развить то, что названо традицией, мы обратились к пьесам тех авторов, которые всегда считались МХАТовскими и с первого сезона после разделения определили свой путь как «возвращение к Станиславскому», как утверждение классической театральной литературы. Чехов, Горький, Булгаков, Достоевский – в сегодняшней интерпретации, сегодняшними обостренными нервами сыгранные, воспаленными умами постигнутые. Советские драматурги Александр Вампилов, Виктор Розов, Алексей Арбузов. В традициях МХАТа – авторы-современники. Лучшие из них: Валентин Распутин, Юрий Поляков, Владимир Малягин.

Мы пытаемся передать молодым актерам, которых приняли в свою труппу, то лучшее, чему научили нас наши великие учителя. Традиции русского театра – реализм, правда и «слово» во славу человека. Духовное совершенствование, стремление возвернуть то, что названо «совестью», ибо именно совесть является мерилом человеческой порядочности, доброты и самоотверженности. Наличие совести в каждом из нас определяет «человек ты или тварь дрожащая», гражданин своей страны или враг и лихоимец, берущий, разрушающий и разоряющий землю, которая тебя породила. Это является для нас основой очень востребуемой сегодня, когда так много криминала и потеряны нравственные критерии. Мы их возвращаем. Мы - в пути.


Здание театра

В 1972-1973 гг. архитекторами В.С. Кубасовым, А.В. Моргулисом и В.С. Уляшовым было построено новое здание МХАТа (ныне МХАТ им. М. Горького): величественное сооружение с темным фасадом, облицованным коричнево-красноватым туфом. Главный фасад театра разделен на длинные горизонтальные полосы, имитируя в камне театральный занавес, складками спадающий вниз. Сплошная белая полоса балконов и резко выдвинутые вперед металлические кронштейны, поддерживающие фонари и барельефы, изображающие четырех муз, подчеркивают главный вход, а также вносят ритм и динамику во всю композицию. Пилоны завершены композициями из фонарей. Широкая лестница ведет с улицы к отодвинутым в глубь здания входам. Они манят зрителей войти в совершенно особый, чудесный мир. Общая стилистика фасада сближена с тяжеловесными прообразами петербургского или даже скандинавского модерна.

Зрительный зал рассчитан на 1400 человек. Атмосфера торжественности возникает в интерьерах, отделанных деревом, камнем, бронзой. Здесь все выдержано в тонах, характерных для старого здания МХАТа. Интерьер театра, выполненный с применением натуральных материалов (темное дерево и камень) получил выразительное, но сдержанное решение. Деревом облицованы не только стены фойе, но и весь зрительный зал, колонны и даже лифтовые двери. В пластической обработке стен, опорных стоек, перил и плафонов в сочетании с приглушенной колористической гаммой (оттенки коричневого и оливково-зеленого), создающей некоторую сумрачность помещений, проявилась напряженность образного мышления авторов.

Венгерская геометрическая мебель темно-зеленого оттенка гармонирует с островками зелени, выделенными подсветкой. Использование приема перетекающих пространств, в котором разные виды освещения (люстры в виде сталагмитов, лестницы со светящимися поручнями) изобретательно применены для акцентирования переходов из одного помещения в другое, скрывает асимметричность внутренней организации.

Архитекторы создали яркое художественно-образное решение для здания театра, в котором найдено точное ощущение стилистического единства формы, пластики и цвета.