Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. Горького

И вновь на сцене классика

14.01.2004

И вновь на сцене классика

Накануне Нового года обе столицы -Москва и Санкт-Петербург, словно соревнуясь между собой, решили порадовать зрителей премьерами, ставшими заметным событием в театральной жизни страны. МХАТ имени Горького показал спектакль «Васса Железнова» по пьесе М.Горького, а Александринский театр   «Ревизора» Н. Гоголя.
 
Обращение к классическому репертуару само по себе явление знаменательное. Во-первых, это всегда вызов для любой театральной труппы, а чем серьезнее вызов, тем значительнее может быть результат. Но даже если спектакль по каким-то причинам не удается, зрители, как правило, относятся к этому достаточно снисходительно. Ведь, как бы там ни было ни бездарная режиссура, ни слабое музыкальное и художественное оформление, ни даже плохая актерская игра не способны лишить зрителей наслаждения от звучащего слова Шекспира, Чехова или Лопе де Веги. Поэтому когда есть выбор - смотреть классическую пьесу или современную, лучше отдать предпочтение классике - по крайней мере, драматургия не подкачает.
С такими мыслями шел я на премьеру «Вассы Железновой». Чем хрестоматийная пьеса пролетарского «буревестника» о разложении купеческой семьи в дореволюционной России может быть интересна сегодня, когда сословия купцов, фабрикантов, помещиков и капиталистов возрождаются из небытия? Столпотворение публики перед мрачным саркофагом МХАТа на Тверском бульваре, длинные очереди в кассу и к заветному окошку администратора напомнили времена театрального бума середины 70-х.


Зрительный зал был полон, партер, ярусы с нетерпением ждали начала спектакля. Раздался третий звонок, и занавес открылся. На сцене декорации кабинета Вассы Железновой, где происходят основные события пьесы. Появление Татьяны Дорониной, играющей главную роль, сопровождалось продолжительными аплодисментами. Замечательная актриса, так много сделавшая для русского театра, чей талант является культурным достоянием нации, с первых минут придала спектаклю трагическое звучание. Могучее дарование Т. Дорониной настолько многогранно, что режиссеру-постановщику Борису Щедрину приходилось отбирать из богатой палитры актерских красок только те, которые необходимы для данного образа. Актрисе удалось передать такие качества своей героини, как стойкость, деловитость, готовность идти до конца в отстаивании своих жизненных интересов.


Для Васи, как зовут ее домашние, главное в жизни - это ее Дело. Все вокруг трещит по швам, и только благодаря ее усилиям Железновым удается избежать надвигающейся катастрофы. Ради спасения своей деловой репутации она подталкивает к самоубийству собственного мужа (артист Ю.Горобец) - распутного и развратного человека, которого вот-вот должны судить за растление малолетних. Для того чтобы было, кому передать свое Дело, она прячет от матери горячо обожаемого внука. Ее сын безнадежно болен. Родной брат (артист А.Самойлов) - кутила и бездельник. Поэтому внук - ее последняя надежда. И Васса, не задумываясь, сдает полиции свою невестку - революционерку, приехавшую из-за границы тайком, без паспорта за своим сыном.
Перед нами, говоря современным языком, деловая женщина, «железная леди». И тем ценнее те редкие мгновения, когда Железнова-Доронина открывается зрителям как глубоко чувствующая, страдающая, много пережившая женщина. Актрисе удается передать и супружескую драму, и трагедию матери, теряющей сына, а главное - боль и одиночество человека, который не видит никого рядом, кому можно доверить Дело всей своей жизни. В этом ее подлинная трагедия. Смерть Вассы Железновой неизбежно влечет за собой крах всей семьи. Потому что братец, вступивший в наследование, непременно прокутит все, что было накоплено владелицей пароходов. Истинные и мнимые ценности, материальное благолепие и моральное разложение - коллизия вполне актуальная и для нашего времени.


Спектакль смотрится на одном дыхании. Гром аплодисментов после окончания представления, роскошные букеты цветов, крики «браво» - все это доказывает, что МХАТ имени Горького держит руку на пульсе времени. Остается живым и современным, а это для театра самое главное.

Рекомендованные статьи
14.11.2011

Герой негероического времени

ГЕРОЙ НЕГЕРОИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИС ним очень интересно говорить о жизни, о непростых проблемах современного мира, о коллизиях и драмах нашего бытия и, конечно, о театре, которому он служит самоотверженно…
14.01.2004

И вновь на сцене классика

Чем хрестоматийная пьеса пролетарского «буревестника» о разложении купеческой семьи в дореволюционной России может быть интересна сегодня, когда сословия купцов, фабрикантов, помещиков и капиталистов возрождаются из небытия?
12.12.2001

Человек большинства

О спектакле МХАТ им. М. Горького "Униженные и оскорбленные".
15.04.2008

Костюмер в театре – больше, чем костюмер!

Жизнь актеров - это не только букеты цветов и аплодисменты публики, но и огромный труд, душевные и физические силы, отданные творчеству. Обратная сторона медали, как правило, скрыта от зрителя. Премьера пьесы «Костюмер» состоялась в этом сезоне во МХАТе им. Горького. Режиссер постановки - народный артист России Анатолий Семенов, он же исполнитель одной из главных ролей.