Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. Горького

Небожественная комедия.

03.07.1993

Небожественная комедия.

Премьерная постановка пьесы «Лес» в Московском Художественном театре имени Максима Горького в очередной раз опровергла злорадные предсказания недоброжелателей Татьяны Дорониной, будто ее театр обречен на прозябание. Право же, это словно к ним обращен в финальной сцене спектакля знаменитый монолог Несчастливцева: «Вы всю жизнь толкуете о благе божества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы терпите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы».
Да,  время  постепенно расставляет все по своим местам. МХАТ на Тверском бульваре не просто существует, на сегодняшний день это один из самых ярких и самобытных театральных коллективов в Москве, твердо стоящий на позициях реалистического искусства.
Публика не обманулась в своих ожиданиях, придя на «Лес» в постановке Т. В. Дорониной (она же исполняет в спектакле роль помещицы Гурмыжской). Не обманулась в том смысле, что её не обманули, выдав под видом пьесы А. Н. Островского нечто «улучшенное», как это часто бывает в последнее время. Конечно, многих приводит сюда прежде всего желание насладиться игрой любимой актрисы, и в этом она не разочаровывает своих поклонников. Однако не менее интересна Доронина и как режиссер. Будучи верна (до щепетильности) авторскому замыслу, она сумела прочитать пьесу «Лес» сегодня так, как никто до нее.
Как известно, по жанру это комедия. Островский верен себе: даже изображая мрачные стороны жизни, относясь со страстным обличением и карою к самодурству, стяжательству, калечащей души людей «власти денег». Он во многих своих произведениях показывает и их подчас комическую роль (в проявлениях, но не последствиях). В принципе из «Леса» на сегодня можно сотворить и водевиль — и история постановок этой пьесы знает такие примеры. Могла бы получиться и драма, подобная «Грозе», «Бесприданнице». Однако, самое трудное — показать именно   комедию,   удержаться на грани. Нет, не для того, чтобы в зрительном зале время  от   времени  звучал  смех. Тут   все   сложнее.   Тут,   возможно,   и   надо   искать   нерв спектакля.
Когда малосимпатичная богатая помещица Гурмыжская вдруг заявляет со сцены: «Я вообще мало заботилась об общественном мнении. Я делала добро и буду делать. А там пусть говорят, что хотят»,— вот это и есть комедия. Правда, того типа, когда говорят: «Ломает комедию человек».
И невольно задумываешься: а ведь сколько еще и в нашей сегодняшней жизни встретишь таких «делателей добра»! И ведь что самое ужасное, они искренне убеждены в правоте своей. «Ломают комедию» и хотят, чтобы им верили.
Вот такая небожественная комедия... Определение принадлежит не мне — Аполлону Григорьеву, уподобившему этот образ в качестве символа своей и Островского эпохи, персонажи которой словно бы находятся в сумасшедшем доме, где «в различных голосах сумасшедших слышны различные страшные вопли нашего времени, различные теории, более или менее уродливые, более или менее фантастические...»
Впрочем, что за невидаль цитировать классиков! Лучше сходите на «Лес». Вы увидите прекрасных актеров. И мой совет: обязательно не пропустите начало.
«Они были подлинными гражданами своей страны. Они любили Россию, любили вас, зрители»,— говорит об Островском и Григорьеве, обращаясь к публике перед поднятием занавеса, Татьяна Доронина.
Дальше добавлю уже от себя: вот на этот камертон любви и настроен сегодня Художественный театр на Тверском бульваре. Даже когда на его сцене дается небожественная комедия. Но что поделаешь, если мы оказались ее участниками.

Рекомендованные статьи
12.11.2017

«Правда»: Дебют два столетия спустя

Одним из заметных событий юбилейного 120-го сезона в МХАТ им. М. Горького по праву можно назвать премьеру комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Студент». Благодаря усилиям прославленного…
29.06.2011

"Поцелуй на фоне бойни"

Во МХАТе имени Горького премьера — «Ромео и Джульетта», трагедия в двух действиях Уильяма Шекспира. На сцене, пожалуй, самые молодые герои английский драматургии, в зрительном зале московская молодежь. Удивить её непросто, поразить — тем более. Но с первых минут спектакля что-то заставляет её застыть, замереть, оцепенеть. Некая магическая сила властно поглощает пространство, завораживает.
22.05.2009

Играя честно...

   На мхатовскую сцену он выходит давно – с 1990 года, на­капливая свою творческую судьбу, которая не обделила его самыми разнообразными ролями. Это Пищик в чеховском «Вишнёвом саде» и Актёр в…
01.04.2005

Великая душа народа-победителя

«Годы странствий» Алексея Арбузова во МХАТе им. Горького