Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. Горького

Ирония судьбы, или «Жизнь кончается не завтра».

01.05.2016

Ирония судьбы, или «Жизнь кончается не завтра».

Нечасто бывает, когда все до единого зрители после спектакля выходят из зала со счастливыми лицами, светлыми улыбками и чувством неподдельного удовлетворения от увиденного на сцене. Такое единодушие в МХАТ им. М.Горького, честно говоря, я видела впервые — так, чтоб никто не высказывал каких-то мелких замечаний, не спешил в гардероб или к мобильному телефону, не вёл разговоров на отвлечённые темы. Какая-то всеобщая нега витала в атмосфере, наполненной всеобщим согласием и нескончаемой добротой, когда было достаточно обмена тёплыми взглядами, а лаконичные словесные реплики прорывались двумя-тремя словами: «Матасова — чудо!», «Ну до чего хорош Самойлов!», «Какой обаятельный Вован (С.Ю.Курач)...» Каждый словно не спешил расстаться с миром героев пьесы А.А.Дударева «Люти», которых на сцене было трое. Но как ненавязчиво и уверенно, как органично вошли они в сердце каждого, кому посчастливилось увидеть это великолепное трио! Публика по большей капитан-части была «взрослой», детей в зале я не заметила, и это, наверное, неплохо — история, хоть и «сказка», но всё-таки для взрослых. Ее герои, как и в любой сказке, — добрые, а злые, которые по закону жанра тоже должны быть, остались, выражаясь языком кино, «за кадром».

Ассоциации с кинематографом в данном случае напрашиваются не случайно — завязка в этой мело­драме невольно напоминает всеми любимый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»: главная героиня в одиночестве готовится к встрече нового года, но появление неожиданного гостя в её квартире резко меняет всю её жизнь, при­ходит настоящая любовь, по которой истосковались оба. И, как водится, оба должны пройти нелегкие ис­пытания за определённый срок — от Нового года до Пасхи. Два одиночества зажигают новогодние свечи за праздничным столом, словно сжигая в их пламени всё то, что мешало на пути к счастью: он — неудачи в прошлой жизни и настоящую цель своего визита (его послали убить главную героиню!), а она, впустив в квартиру непрошенного гостя, якобы влюблённого в неё капитана, вдруг напрочь забудет все свои страхи и комплексы, ощутив рядом с собой ту «вторую половинку», о которой мечтает каждая женщина (да и каждый мужчина тоже). Но окончательно все «препятствия» между героями будут сожжены чуть позже - в огне свечи пасхальной — одной и общей на двоих. Для этого надо будет пережить расставание, раскаяние и прощение, по-настоящему оценить свои чувства, совершить поступок и найти мужество рассказать друг другу правду. В великолепный актерский дуэт Лидии Матасовой (Люти) и Александра Самойлова (Капитан) очень органично войдет и третий – Станислав Курач (Вован), внеся острую пикантность в отношения главных героев. Это новый русский «браток» появится только во втором действии, но так ярко и неожиданно, что классическая мелодрама превратится в настоящий детектив. По сути бандит, Вован, словно сказочный волшебник, в два счёта решит все проблемы с квартирой, из которой пытаются выселить Люти. Решит по-своему, по одному ему известным «понятиям», но как красиво, по-мужски, «чисто конкретно»! В образе Вована С. Курач вовсе не выглядит карикатурным, хотя и «душкой» его назвать нельзя. Но его мужское начало настолько сильно, а справедливость, которую он вершит ради женщины, с которой до этого был знаком только виртуально (с детства слышал ее голос из телевизора, а затем по телефону неоднократно попадал к ней по ошибке), — невольно вызывает не просто уважение, но и восхищение. Мы так живём! Все разные, с разными судьбами, но каждый мечтает о счастье, о любви и о справедливости.

Все на сцене будет узнаваемо и по-настоящему: до мелочей знакомая обстановка комнаты, где происходят события; костюмы героев, словно вышедших из соседней квартиры нашего дома; такие любимые песни из переносного радиоприёмника и с забытых проигрывателей; современные шлягеры с глупейшими стихами, звучащие с телеэкрана сегодня. Это наша жизнь. А разве судьба каждого героя — вымысел? Да они все взяты из жизни. Это подтвердят зрители Тулы и Воронежа, Краснодара и ряда городов Белоруссии, где спектакль «Люти» уже ставили на сценах городских театров. А теперь к ним ещё при-соединятся и москвичи, тоже поверившие в сказку, талантливо рассказанную режиссером-постановщиком Александром Дмитриевым.

И кто сказал, что сказки не могут становиться былью? Еще как могут!

Рекомендованные статьи
22.05.2013

спектакль "Паутина"

Паутина, Агата Кристи
01.01.2002

Студент музыкальной академии – в защиту театра Дорониной

О спектакле МХАТ им. М. Горького "Униженные и оскорбленные".
29.07.1999

Плодотворный намек

«На дне» во МХАТе имени Максима Горького «Люблю людей действующих... кои украшают жизнь хоть мечтою о хорошей жизни», — Горький вполне мог сказать эти сло­ва об Актере, но отнюдь не о Ба­роне. Барон…
06.01.1995

Родительская молитва

Когда-то говорили: актер в России не профессия, актер в России - судьба. Об этом вспоминается, когда видишь на сцене заслуженную артистку России Любовь Стриженову.