Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. Горького

Встать во главе театра не мечтала ("Экономическая и философская газета", №37-38, сентябрь, 2010 г.)

23.09.2010

Встать во главе театра не мечтала ("Экономическая и философская газета", №37-38, сентябрь, 2010 г.)

Вы не побоялись встать у руля взбунтовавшегося корабля с названием МХАТ. Есть что-то такое в той истории, о чем Вы сегодня жалеете, как о неправильном шаге?

Доронина / Почти во всех средствах массовой информации была высказана абсурдная мысль, а именно: «Ефремов разошелся с Дорониной, Доронина разошлась с Ефремовым». Некоторым лицам, определяющим нашу «идеологию», выгодно представить преступление, которое было совершено тогдашним министром культуры Захаровым с подачи не Ефремова, а радом находящихся его «советников». МХАТ СССР им. М. Горького был уничтожен как единый, живой, творческий организм.
Приказом по театру, труппа МХАТ была разделена на две части, представлены два списка. В одном группа актеров, которая переходит с Ефремовым в историческом здании в Камергерском переулке. И второй список актеров, судьба которых была обозначена Ефремовым дословно так: «Пусть идут куда хотят, хоть в «Клуб каучук». В «Клуб каучук» должны были идти почти все «коренные» мхатовцы во главе с Народными артистами СССР Анастасией Георгиевской, Михаилом Зиминым, Леонидом Губановым, Народными артистами России Любовью Пушкаревой, Маргаритой Юрьевой, Николаем Пеньковым, Николаем Засухиным,  и еще десятками других талантливых артистов, в течение многих лет, составлявших славу МХАТ им. Горького.
Запомните вот это под названием «Пусть идут…», и не называйте это «расколом», т.к. это было, если говорить юридическим языком, нарушением не только этических норм, но и того, что названо законом, а ныне определено понятием «права человека».
В течение 13 лет «ремонтировался» МХАТ в Камергерском. В результате чего здание было почти погублено. Кроме фронтальной стены там ничего не осталось. Погублена акустика, утрачен дух, который витал здесь. Станиславский, Немирович, Москвин, Шаляпин, Чехов, Горький... от их ауры ничего не осталось. Когда разбирали крышу, на чердаке увидели большую серую массу, ее вывезли. А это оказался хрусталь, который определял степень акустики в театре. Те «ребята», которые так возжелали «разделения», очень хотели получить второе здание - на Тверском, где осталась часть труппы до тех пор, пока не сделают ремонт в помещении на улице Москвина. Нам оставили МХАТовский филиал, который надо было приводить в порядок. Это была просто прокатная площадка, с полным отсутствием всего необходимого для существования театра.

Мы оказались без руководителя, без режиссера. Оставшиеся мхатовцы почти единогласно избрали меня художественным руководителем. Но тут новый приказ: здание у нас отбирают, и мы остаемся на Тверском бульваре. Остаемся фактически без репертуара и главных исполнителей. Все старые постановки забрал Олег Николаевич, оставив нам только три за ненадобностью: «Синяя птица», потрясающий детский утренник в постановке Станиславского, который мы сохранили до сих пор (3 года назад в Петербурге нам дали за «Синюю птицу» премию с формулировкой «лучший детский спектакль»), «Скамейка» Гельмана и «Последний срок» Распутина.

Народ очень хорошо чувствует, кто прав, и становится на сторону правых. Благодаря зрителю, который устраивал нам овации после спектаклей, мы сумели встать на ноги, создать собственный репертуар. Мы приняли в труппу лучших выпускников училища Малого театра иГИТИСа. Так все начиналось…

«Раздел» - так или иначе был акцией уничтожения в большой мере отечественного реалистического театра. Художественный театр всегда являлся знаком высочайшей культуры. И он не должен был быть уничтожен. Бессмысленность этой акции очевидна, как очевидна и ее преступность. Раздел завершился трагически для той группы актеров, которые были выброшены. Многие очень быстро ушли из жизни, один за другим, это были: народные артисты СССР Анастасия Георгиевская, Михаил Зимин, народные артисты России Николай Засухин, Георгий Шевцов, Галина Калиновская и другие.
Я сожалею лишь о несчастной судьбе театра, когда оказались возможны такие варварские деяния. Я вижу в этом попытку уничтожения отечественной истории, отечественной культуры.

Может ли талант актера воплощаться вне моральных принципов, вне твердой жизненной позиции? В чем состоит миссия человека искусства? В чем заключается Ваша миссия?

Доронина / Здесь хочется избежать каких-либо высокопарных выражений и слов, потому что приходится думать, как это будет выглядеть со стороны. Особенно сегодня, в то время, которое является весьма циничным и лишено высоких идеалов.
Сказать, что «миссия»  моей жизни состоит в результатах моей работы — это для очень многих будет выглядеть нелепостью, либо позой, либо откровенным враньем. Потому что сегодня это «не принято»! Все идеалы заменило понятие «бизнес», и само слово это стало сегодня не просто расхожим, но в высшей степени почитаемым, хотя в наши времена оно было всегда с очень большим отрицательным знаком. Сегодня же это подается как преимущество, как знак определенного веса того или другого человека. Чем больше его бизнес, тем «значимее» человек, тем больше «уважения» требует.
Я не могу уважать накопление денег ради денег. «Делать» деньги для того, чтобы было еще больше денег, — это в моем представлении безумная нелепость. Я никогда не понимала такого безумия, и, когда оно стало почти бытом сегодня у нас в стране, меня это возмущает.
Меня никогда не прельщал большой заработок сам по себе. Да и не только меня! Мне повезло в жизни - я работала, выходила на сцену с самыми талантливыми актерами страны, будь то Лебедев, Копелян, Стржельчик, Смоктуновский, Луспекаев. И представить себе, что они работали ради денег, — это невозможно. Они работали ради высшего смысла, что заключает в себе наша профессия, — делать людей лучше и помогать им верить в лучшее. Фактически это означает существовать по заповедям, которые определены в Святой книге. Они говорили об этом либо не говорили, но они выходили на сцену с этой задачей, а не для того, чтобы уничтожить веру в лучшее, в нравственность, в человечность, что нередко делается теперь.
Вот и я всегда выходила и продолжаю, выходить, слава Богу, только с этой верой, которая никогда не оплачивалась. Не заработок главное, а внутреннее ощущение твое, что ты пусть минимально, пусть немного, но приносишь духовную пользу тем людям, которые так или иначе сталкиваются с твоим творчеством.
Не могу же я служить утверждению плохого в жизни и в людях. И становится обидно, когда это утверждение плохого касается талантливых актеров. Понимаешь, сколько бы они могли принести блага силой воздействия, которая дана им Господом Богом! А они эту силу воздействия тратят на непотребство. И тогда профессия становится грехом. Я верую в Бога и в самое прекрасное, что связано с этой верой, потому это для меня чрезвычайно важно, и когда я вижу, куда направляют сегодня сценический талант, то прихожу в отчаяние, потому что знаю: это — обреченность для таланта, из талантливого актера они фабрикуют просто бизнесмена.

Каково Ваше отношение к стереотипной, явно предвзятой к Вашему театру критике в прессе?

Доронина / Я не девочка, которая обижается на статьи. Над заданностью оценок надо смеяться. Хотя, знаете, многие уважаемые люди звонили мне после появления некоторых статей и, возмущенные, уговаривали срочно подавать в суд. А потом, неужели вы думаете, что я читаю всегда газеты? Да Господь с вами! Я просматриваю одну газету с одной стороны, другую - с другой. Одну справа, другую - слева. Все, что касается желтой прессы, я исключаю из своей жизни. Я человек брезгливый.

Вокруг вас столько любви! Любовь мужчин, публики. Переиграли и играете роли, о которых мечтают актрисы. А почему вас называют «актрисой очень сложной судьбы»? У вас действительно, как говорят, крутой нрав, тяжелый характер?

Доронина / У меня был замечательный педагог в институте - Борис Ильич Вершилов. Лучший педагог Школы-студии МХАТ, но курсом он не руководил. Он был ассистентом Станиславского на постановке «Женитьба Фигаро», ставил у Михоэлса. Я была его любимой ученицей. Борис Ильич вел меня 4 года, был ко мне очень строг, требовал от меня больше, чем от других, и спасибо большое ему за это. Получается, что я пытаюсь держаться и напоминать иногда, что существует замечательная книга «Работа актера над собой», - библия артиста. Надо преподавать по ней, учить молодых мыслить, привыкать к тому, что нужно так или иначе относиться к жизни не только эмоционально, но и философски, обязательно должны быть способность анализа, правильность оценок, полное отсутствие конъюнктуры, иначе большой артист не состоится.

Говорить о легкости моего пути могут только те, кто ни разу не коснулся природы театра, не знает его жестокости по отношению к людям, работающим в нем.

Вы представляете, как можно настаивать на своем, не имея крепкого нрава? Я не говорю «крутого». Крепкий нрав - основа позиции. Нельзя сходить с позиции. Конечно, со стороны это выглядит иногда капризом, иногда необоснованной претензией, но мне нужно настоять на том, что немодно, что во многом преследуется желтой прессой. Я отказываюсь встречаться с «желтизной». Быть непоследовательной я не могу. Я очень хотела бы в жизни быть тургеневской, чеховской дамой, которая полна приветливости, обаяния и милоты. Но при этих качествах ничего не сделаешь всерьез, особенно сегодня, во время очень хаотичное, жестокое и непоследовательное: и спектакль не поставишь, и от актеров немногого добьешься. Надо раскрыть их сердца для темы, заданной автором, которую ты, как режиссер, хочешь воплотить. Молодежь после института нужно поставить на ноги. Навыков одних дипломных спектаклей мало. Дальше нужно убедить их в смысле веры не только православной, но еще и веры Станиславского. А сегодня, когда у них столько соблазнов, то удержать их оказывается очень сложно. Без противостояния тому негативу, который сегодня существует нет никакого смысла играть или ставить какие либо пьесы. И, слава Богу, многое удалось. Состоялись замечательные актеры. Они у меня уже и заслуженные, и народные. (Улыбается). И детишки у них замечательные. У меня много крестников в театре. Это моя семья. То, что мне досталось в жизни.

Что сегодня играете, ставите?

Доронина / Играю Вассу Железнову Горького, Кручинину в «Без вины виноватых» Гурмыжскую в «Лесе» Островского, Раневскую в «Вишневом саде» Чехова, Зою Пельц в «Зойкиной квартире» Булгакова, Старую актрису в пьесе Радзинского. К юбилею Победы я поставила пьесу Константина Симонова «Так и будет», написанную в 1944 году. Ленинградский режиссер Юрий Аксенов поставил у нас «В поисках радости» В.Розова. Я возобновила спектакль «Три сестры» Чехова. На малой сцене состоялись премьеры спектаклей «В ожидании счастья» по рассказам Чехова и«Не все коту масленица» А.Н. Островского, режиссер Александр Дмитриев. Мы отпраздновали творческими вечерами замечательные юбилеи: 150-летие А.П. Чехова и 100-летие А.Т. Твардовского.

Мне кажется, сегодня нужно вытягивать людей из страха и отчаяния. С утра до ночи по «ящику» говорят только о том, как отец изнасиловал дочь, брат убил брата, мать выбросила из окна детей... И сразу отрицательный заряд на весь день. Спасаюсь тем, что слушаю Чайковского, Рахманинова, Свиридова, гаврилинские «Колокола»... Нужна великая музыка, великая поэзия и вера в то, что истина именно в божественности их создателей.

Вы давно не снимаетесь в кино. Почему?

Доронина / Не хочу! Когда снимаешься в фильмах по сценариям, написанным Александром Володиным или Эдвардом Радзинским - это интересно, в этом материале хочется существовать. Внутренний поиск так или иначе является смыслом профессии. Когда такого материала нет и нет возможности размышлять, предлагать что-то принципиальное новое, - тогда отказываешься.

Что вы думаете о статусе культуры в ХXI веке?

Доронина /Мы забыли свои истоки. Мы не знаем своей великой литературы: с XIX века кое-что знаем, а что было «до» — не знаем совсем. Я говорю это потому, что, когда я недавно, как и большинство читателей, открывала для себя «Историю Государства Российского» Карамзина, я поняла, что такое Карамзин со всеми его многочисленными прекрасными ссылками на летописи. На всех землях, во всех государствах существует общий закон развития. Но вопреки этому общему закону, в отличие от многих других, мы не смогли  отстоять своего Бога, свою веру — от этого теряем культуру.

Потери в искусстве драматического театра надолго остановили его развитие. Потеряно больше, чем сохранилось. Положение реалистического театра трагично. Ушел из жизни замечательный режиссер Георгий Товстоногов, и вместе с ним ушел высокий уровень реалистического театра. Ныне классический раматический театр не моден, он подвергается гонению. Воспитание молодых режиссеров, драматургов, актеров идет в направлении условного театра. Происходит подмена «истинного существования в страдании» реалистического театра «обозначением этого страдания» в театре условном. Жизнь человеческая - как правило драматична. Отсюда и название – «драматический театр», а далее по Пушкину: «истина страстей, правдоподобие чувств».

Сегодня более чем когда-либо важна гражданская позиция: именно сегодня мы должны помочь людям осознать, в какой мере духовной нищеты они живут. Нужно приложить огромные усилия, чтобы вернуться к духовности, к утверждению гуманистических идей. Те позитивные нравственные моменты, которые заложены в классике, сегодня необходимы и театру, и зрителю как никогда. Мы работаем над пьесами авторов, отражающими наше творческое кредо, это: Достоевский, Островский, Чехов, Горький, Булгаков, Распутин...

Трудно ли быть Татьяной Дорониной?

Доронина / Сегодня - трудно. Если Вы спрашиваете о моей пригодности к сцене, то она определяется словом «талант». Простите, если это звучит нескромно, но об этом пишут и говорят другие, а не я. Самые большие трудности испытывают именно одаренные актеры и актрисы. А понятие «талант» обширно, оно включает в себя любовь к миру, к людям – к Богу.

Я верю, что мы вернемся к этому, обретем силу, разум, стяжаем веру в смысл высшего добра и милости Божией к нам.

Беседу вела Светлана Мазурова

Рекомендованные статьи
27.01.2004

Святая душа будет обманута

Для своего юбилейного спектакля Татьяна Доронина выбрала пьесу Максима Горького "Васса Железнова» и сыграла в ней главную роль. И это, безусловно, логично.
07.04.2006

Н. Пеньков: Без художественного театра не представляю своей жизни

Первого апреля МХАТ им. М. Горького чествовал легенду МХАТ, любимого зрителями актера, замечательного человека, патриота Отечества — народного артиста России Николая Васильевича Пенькова.
01.01.2007

О ролях Владимира Ровинского

...«Куда уходят дни?» Зачем уходят люди? Что они оставляют после себя в своих делах и в чувствах других людей?.. Все это у вас в голове должно возникнуть, если сказанное о смерти бедной Кузи…
31.10.2017

«Нижний Новгород»: Горьковский фестиваль

18 октября в 18:30 — снова встреча с МХАТ им. Максима Горького. Зрителям представят драму «Чудаки». Пожалуй, это самая загадочная пьеса Максима Горького, в которой он опирается на свою собственную…