Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. Горького

Не останавливаться на достигнутом ("Театральный мир", октябрь, 2010 г.)

23.09.2010

Не останавливаться на достигнутом ("Театральный мир", октябрь, 2010 г.)

Интервью с ведущей артисткой МХАТ им. М. Горького, Заслуженной артисткой России Лидией Леонидовной Матасовой в честь 15-летия работы во МХАТ-е.

- Расскажите, почему Вы решили стать актрисой? Как родители отнеслись к выбранной Вами профессии?

- Мое детство прошло в Свердловске. Именно там моя бабушка, Маргарита Александровна Смирнова, часто водила меня в театр. Помню, меня буквально заворожил этот красивый и загадочный мир. Вот именно тогда, еще в детстве и родилось желание стать актрисой. Помню, мои школьные учителя были очень удивлены моим выбором, ведь с детства я была сильна в точных науках. Но тут уж как потянуло, уже не остановишь.

Поступала я во многие вузы, но в итоге всё-таки выбрала ГИТИС. Я думаю, папа был против моей профессии, он очень хотел, чтобы я поступила в университет, но из любви ко мне ничего осудительного не говорил. А мама всегда меня во всем поддерживала, вселяла в меня уверенность, за что я ей от всего сердца благодарна. Она всегда приветствовала все мои шаги и начинания.

- Вы играли в театрах разных городов – в Петрозаводске, Волгограде, Нижнем Новгороде. Что привело Вас в МХАТ им. М. Горького?

-Судьба, иначе и нельзя сказать. Ведь перед названием «МХАТ им. М. Горького» содрогается сердце. Будучи студенткой ГИТИСа, я ходила по Тверскому бульвару к метро, и здание МХАТа своей величественностью всегда производило на меня впечатление. Я и мечтать не смела, что когда-нибудь буду в нем работать. Но судьба распорядилась именно так: Татьяне Васильевне Дорониной порекомендовали меня из Министерства Культуры и она взяла меня даже без показа. Первой работой во МХАТе им. М. Горького была роль Веры в «Обрыве» И. А. Гончарова. Это, наверно, до сих пор одна из моих самых любимых ролей.

- Как Вы себя чувствовали, когда впервые пришли работать во МХАТ?

- Я пришла во МХАТ им. М. Горького уже зрелым, состоявшимся человеком, опытной актрисой, я работала до этого и во многих других городах, поэтому чувствовала себя легко и радостно. У меня сразу появились роли о которых мечтала бы любая актриса, и коллектив меня хорошо принял. Мне очень помогала поддержка таких замечательных, бесподобных актеров, как Любовь Васильевна Пушкарева, Юрий Васильевич Горобец, за что им огромное спасибо. Очень хотелось оправдать надежды, возложенные на меня Татьяной Васильевной Дорониной. Надеюсь, у меня это хоть в какой-то степени получилось.

- Ваш актерский багаж полон очень разноплановыми ролями. На сцене вы проживаете много жизней: чувственная Надежда фон Мекк в «Незримом друге» Ю. Осноса, властная Рашель в «Вассе Железновой» М. Горького, решительная Елена Ивановна Попова в «Медведе» А. П. Чехова, Теодора из спектакля «Умная для себя, глупая для других» Лопе де Вега – племянница итальянского герцога, а Эдита Ивановна из «Контрольного выстрела» Ю. Полякова – современная российская женщина. Как Вам удается так перевоплощаться?

-Если бы знать! (смеется) Нужно следовать за автором, чувствовать всё, что он вложил в текст. Если бесстрашно идти за ним, если полностью доверится, то тогда становишься участником и главным действующим лицом волшебства, - в том магия нашей профессии. Когда есть вера, надежда, любовь, когда знаешь методику, когда ты в гармонии с режиссерским виденьем, когда ты открыт для чуда, тогда оно и происходит. Очень важно быть открытым, чистым, как ребенок, только тогда всё получается. А еще я молюсь, это самое главное, ведь раз Господь привел меня сюда, значит, Он мне во всём помогает.

- Роли какого репертуара Вам ближе и интереснее: классического русского, зарубежного, современного?

-Конечно классического. В таких ролях, как Вера в «Обрыве», Ольга в «Трех сестрах», Елена Тальберг в «Белой гвардии», раскрывается душа! Чехов и Островский особенно мне близки, я их постоянно перечитываю. Я счастлива, что мне удалось сыграть в спектаклях по их пьесам. Есть еще Розов, Арбузов, которые уже не современники и считаются классикой. А из зарубежных авторов мне по душе Т. Уильямс, я с удовольствием играла Бланш в «Трамвае Желание», обожаю Шекспира, он просто необыкновенный.

Сложная, но очень интересная была для меня роль Рашель в «Вассе Железновой» М. Горького. Рашель очень многогранная личность, и я старалась раскрыть ее с нескольких ракурсов. Во-первых, - она какая-никакая, но мать, и только потом, она революционерка. Мне было трудно играть отрицательную сторону человека (очевидно, это совсем мне не свойственно),поэтому моя Рашель вышла с одной стороны решительной и сильной, а с другой – беззащитной и даже в каких-то моментах трогательной.

Особенно дорога мне роль Надежды фон Мекк в спектакле «Незримом друге» Ю. Осноса. Это единственный в Москве спектакль о жизни и любви великого Петра Ильича Чайковского.Спектакль показывает всю глубину и драматичность жизни гения. Мне очень интересны роли, в которых раскрывается женское начало, жизнь женщины на Земле.

Но всё-таки любая роль интересна. Роли, они же, как дети! Пусть у тебя десять детей, и каждый из них любим по-своему.

- Одна из Ваших последних работ – роль Клавдии Васильевны Савиной в спектакле «В поисках радости» В. Розова. В Вашем исполнении это сильная женщина, мать четверых детей. Кто был прототипом для роли, наверное, Ваша мама?

- Я многие свои спектакли посвящала маме, но Клавдия Васильевна Савина больше похожа на мою бабушку по материнской линии. Эта пьеса Розова удивительная, в ней очень точно показано, как мать сплочает все семейство, как она бьется за счастье своих детей, следуя законам чести и нравственности. У моей бабушки тоже была трудная судьба, работала не покладая рук, чтобы прокормить семерых детей, но несмотря ни на что, она оставалась чрезвычайно интеллигентной, любящей и понимающей женщиной. Она всю жизнь любила только одного мужчину – ее мужа, это при нынешних обстоятельствах звучит.

- В труппе театра помимо ведущих, опытных артистов много молодых. Легко ли с ними работать?

-Легко, если человек талантливый. Легко с теми, кто ищет себя, кто всегда в пути. У нас сейчас очень хорошая, крепкая молодежь, прекрасные, старательные ребята, я их очень люблю.

- У Вас за плечами долгий творческий путь, много сил вкладывается в работу над ролью. А чему Вы посвящаете свободное от театра время?

-Мне нравится работать на земле: выращивать что-то на даче, строить своими руками. Но в первую очередь я люблю свою дочку, ей я себя и посвящаю в свободное время.

- В следующем году будет юбилей – 15 лет как Вы служите в МХАТ им. М. Горького. Какие профессиональные вершины достигнуты и какие еще предстоит достичь? О чем мечтаете?

-Чувствую, что стала зрелой актрисой. Какой-то уровень достигнут. Но нам же мечтается всегда о большем, чем нам дает Бог, нам всегда кажется, что нас обделили, что нам не додали... Я никогда о многом не мечтала и не гневила Господа. Единственное - я хотела работать в театре, мне очень хотелось научиться этому. И вот когда я стала-таки актрисой, вот тут, мне кажется, все мои мечты и сбылись разом. Я благодарна своим учителям и коллегам за всё, что они для меня сделали, за их помощь и поддержку... Но любой, даже самый опытный, самый великий актер никогда не останавливается на достигнутом, всегда чему-то учится, именно поэтому он и жив. Я тоже учусь. Это школа жизни, а мы актеры – зеркала ее отображающие.

Беседу вела Ксения Фрекауцан.

Рекомендованные статьи
09.09.2001

Скромное обаяние олигарха

Уж не такой ли «настоящий предприниматель» выведен и в «Контрольном выстреле»? Закрадывались подобные опасения, особенно с учетом того, что олигарха играет заслуженный артист России Виталий 3икора, наделенный недюжинным актерским магнетизмом
01.01.2015

Александр Хатников: Шекспир — абсолютно мой автор!

Интервью Александра Хатникова
21.01.2011

"Деньги для Марии"

Гаснет свет. Из темноты в лучах прожектора выступает образ Девы Марии. Потрескавшаяся от времени икона расположена прямо над сценой. Затем пространство осветится, и покажется незамысло­ватая бытовая…
01.01.2007

О ролях Любови Стриженовой в МХАТ им. Горького

... Арбузовская драма населена разнообразной палитрой характеров действующих лиц. Она близка мхатовской сценической традиции создания многоголосого ансамбля, в котором каждый актер, как бы мала ни…