О театре МХАТ имени Горького Репертуар. Спектакли МХАТ им. Горького Традиция и мы
на главную страницу
Премьеры Афиша Заказ билетов
about на главную страницу
Руководство | Пресса | Новости | Контакты | Фотогалерея | Гости о нас | Документы |

Ценю готовность к самосожжению (интервью с Ю. Горобцом)

Источник : Калининградская правда, 12 марта 1987 г

— Юрий Васильевич, вами сыграно немало ролей на сцене и в кино. Многие зрители, думается, помнят и телевизионный сериал «День за днем», и многосерийный телефильм «Хождение по мукам» с вашим участием, и совсем недавний фильм белорусских кинематографистов «Люди на болоте»... Какой сценарный и драматургический материал, какой из персонажей оказался ближе всего вам?
—   Есть   у   белорусов   такой  герой  —   Минай Филиппович  Шмырев,  один  из  руководителей       партизанского движения,      батька     Минай, как   называли  его.     В   1965 году     на студии   «Беларусь-фильм» был поставлен о нем фильм   «Батька»,   в   котором я сыграл главную  роль.   Вот  этот  человек  стал  для   меня особенно     дорог.   Надо  было с  ним  «срастись»,  впитать в себя   его  великую   любовь   к Родине.  Внешне я на батьку Миная совсем  не  похож.   Но на   съемках   замечал   особое к     себе     отношение,    видел глаза,     обращенные   ко   мне именно как к батьке Минаю. Такое     трогает   до   глубины души,  не  забывается.
В театре для меня самой главной ролью стала роль Давыдова из «Поднятой целины» в постановке Б. Равенских. Меня поражала та высота идеала, которая была его сутью... Поражала, восхищала, требовала так прожить на сцене эту судьбу, чтобы откликнулся и понял ее зал.
—  А   как   вы   пришли    в   актерскую профессию?
—  Знаете,   я   не   собирался  быть  актером.   Хотел летать,    занимался  в   аэроклубе.     Правда,     захаживал   с приятелем     иногда     в   клуб «Шахтер»   у   нас  в   Щекино Тульской области.     Там был драматический        коллектив. Об  актерской     карьере  я   и не помышлял — у меня был дефект     речи,     заикался   я страшно.   Но сидел    смотрел, интересно было.  А однажды меня     попросили   подменить заболевшего   участника   коллектива,     выйти     на   сцену, сказать одну реплику.  Я отнекивался,    потом   согласился.     И    что же  —  произнес свою реплику, как по маслу. Сам удивился.
Позже,   в   1951   году,   был уже     участником     конкурса чтецов в Москве. Тогда-то меня и убедили, что мне надо поступать в ГИТИС. После учебы — театры Ярославля, Одессы. Одиннадцать лег проработал в Московском театре им. А. С. Пушкина с режиссером Б. И. Равенских, потом десять лет и театре им. Маяковского у А. Гончарова, затем снова вернулся в Пушкинский...
—   Что   вы   больше   всего   цените в актере?
— Трудолюбие, умение полностью выкладываться на каждом спектакле, в каждом фильме, даже в эпизодической роли. Ненавижу в актерах «актерствование», позу, чтобы за три версты было видно — идет актер. Мне приходилось работать с Анатолием Папановым, Николаем Гриценко, Евгением Евстигнеевым — вот примеры ответственного отношения к профессии и необыкновенной простоты.
—   А  в режиссере?
— Конечно же, профессионализм, но в не меньшей степени— умение слушать и видеть людей. Режиссеры меняются часто, и, как правило, каждый приходит со своей программой, ничего и никого не видя перед собой. А где же наши актерские программы? Наши мысли, наши мечты? Или мы только вспомогательный материал?
— Сегодня много говорят о кризисном состоянии театра. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса? Есть ли, по-вашему, реальные возможности изменить ситуацию, вернуть в театральные залы зрителей?
—   Это     очень     сложный вопрос.     Если     коротко,  да, положение   тревожно.   Убежден,   однако,   что  если  в  театр  придет  новаторская,  умная  режиссура,   если  актеры на   сцене     будут   «сжигать» себя  не  щадя,     если театру будет    что    сказать,    то он окажется     нужен     зрителю. Только органичность —  этого   сегодня     мало.   В   сумме полной     отдачи   всех,   выходящих   на   сцену,   единственно ими — и может родиться страстный, необходимый каждому спектакль.
— А какие постановки, фильмы, устремления наших режиссеров представляются вам наиболее важными в развитии современного театрального и киноискусства?
—   Мне     бы     легче  было сказать,     чего  я   не   принимаю...   Сейчас   возводится   в культ     многое из  «положенного     на     полку»   и   долгое время     не   имевшего  доступ к  зрителю.   Но,   согласитесь, далеко   не   все   эти   произведения можно отнести к художественно  полноценным.   Сегодняшнее не кино, да и театр,   пожалуй,     излишне  заняты     внутренними      реконструкциями.      Куда     живее, смелее   работают   сейчас   кинодокументалисты. Через них  идет  сейчас,     по-моему, главная   реабилитация   истины.     Жизнь    дает  материал колоссальный,     а   художественное     кино   от   нее   робко отстает.       Поэтому     каждая встреча     с  граждански  смелым материалом — это всегда «дорогого стоит».
—   У   вас   в   последнее   время были такие встречи?
— Сейчас совместно с польскими кинематографистами снят фильм о событиях 1944 года в Полесье, о том, как наши партизанские отряды встречаются с польской Армией Крайовой. Он будет называться «Переправа». В нем, по-моему, есть попытка по-новому взглянуть на некоторые события, правдивее, что ли, объективнее.
Работал в этом материале с удовольствием именно потому, что чувствовал себя как актер причастным к этому процессу восстановления истины,
—   А    каковы    ваши    ближайшие    творческие    планы?
—   Предполагается   работа в  двухсерийном  телефильме, который       будет       снимать М.  Козаков по одной из мало     известных     пьес  Л.   Н. Толстого.     И     у   режиссера В.     Храмова   —   в     фильме «Визит     старой    дамы»    по Ф.   Дюрренматту.   Ну    а  летом    белорусский    режиссер В.   Туров     зовет  на  съемки нового фильма «Черная тропа».     В   театре  же   мечтаю сыграть Сократа. Но сыграю ли?
— Как вы считаете, удалась ли ваша актерская судьба?
— И да, и нет. Да — потому что люблю дело, которым занимаюсь, верю в его значимость и нужность. Нет - потому что постоянно чувствую недовольство собой, мало, слишком мало пока сделано, а хочется сказать еще так много...
—   Большое    спасибо    за   беседу,   и   творческих   удач.

Версия для печати
 
Афиша на текущий месяц
пн вт ср чт пт сб вс
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Сентябрь 2017

19.09.2017

19 сентября отмечает свой юбилей артистка Ольга Николаевна Дубовицкая. >>
17.09.2017
Артисты МХАТ им. М. Горького поздравили жителей Орехова-Зуева с юбилеем города. >>
12.09.2017
Коллектив МХАТ им. М Горького поздравляет с днем рождения художественного руководителя-директора театра Народную актрису СССР Т.В. Доронину. >>
 
 
Добавить комментарий  

Главная страница | О театре |  Традиция и мы |  Репертуар |  Труппа |  Премьера |  Афиша |  Заказ билетов |  Правила продажи и возврата билетов |  Реквизиты | 
Московский Художественный Академический театр им. М.Горького
125009, Россия, Москва, Тверской бул., 22
Тел.: (495) 697-62-22, 697-87-72 (администраторы), 697-87-73 (касса)
E-mail: mxat@list.ru (канцелярия)
Разработка и дизайн: SFT Company © 2006 - 2009
Технология WebDoc