О театре МХАТ имени Горького Репертуар. Спектакли МХАТ им. Горького Традиция и мы
на главную страницу
Премьеры Афиша Заказ билетов
about на главную страницу
Руководство | Пресса | Новости | Художник | Контакты | Фотогалерея | Гости о нас | Документы |

ИЗБРАННИЦА СУДЬБЫ

Источник : www.teatr.ru

ИЗБРАННИЦА СУДЬБЫ

12 сентября выдающаяся русская актриса, народная артистка СССР, режиссер-постановщик, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Татьяна Васильевна Доронина празднует юбилей.


Она уверенно шагает по Дворцовой площади, стуча каблучками по булыжной мостовой. Идет с гордо поднятой головой, просветленная и уверенная в том, что ее мечты обязательно сбудутся, желания исполнятся и она непременно будет счастлива. Эти заключительные кадры из фильма середины 1960-х «Старшая сестра» словно стали лейтмотивом судьбы выдающейся актрисы нашего времени, народной артистки СССР, режиссера и художественного руководителя МХАТ имени М. Горького. Она и сегодня идет по жизни именно так – невзирая на обиды, несмотря на поражения, не поддаваясь лести, не успокаиваясь от побед. Потому что она слишком много видела, слишком много знает и слишком хорошо понимает, что значит быть актрисой. Настоящей актрисой.

 Уже в четырнадцать лет Татьяна Доронина твердо знала, какую профессию выберет. Она отправилась в Москву и на отлично выдержала творческий конкурс в театральный институт. Но девочку все равно не зачислил в студенты, а отправили домой – оканчивать среднюю школу. Этот первый в своей жизни серьезный удар судьбы она достойно выдержала, а желание доказать свое право на выбранную мечту только усилилось. И через два года Доронина была зачислена на первый курс Школы-студии Художественного театра в мастерскую Павла Масальского. Училась легко и радостно, не обращая внимания на то, что своей неукротимой натурой и незаурядным дарованием раздражает многих. Ей нравилось быть свободной от условностей, ей нравилось быть первой. Уже тогда она поняла, что может и должна делать только то, что считает нужным, отстаивать свои убеждения, которые у Дорониной всегда были твердыми. Иначе и быть не могло: на дворе стояли 1950-е и до долгожданной «оттепели» было рукой подать.

 После института Татьяна Доронина по собственному желанию уехала в Сталинградский драматический театр. Она страстно хотела работать, но знакомство с коллективом принесло молодой актрисе горькое разочарование. Тогда Доронина решает поехать в родной Ленинград и поступить в Театр имени Ленинского комсомола. Здесь и начинается ее настоящая профессиональная жизнь. Она играет фабричных девчонок с упоением, страстно, невольно наделяя их не только душевной, но и физической красотой. Ее героини сразу же выходят на первый план в любой постановке, и Доронину замечают, ей предлагают все новые и новые роли, пока наконец Георгий Александрович Товстоногов не приглашает ее в Большой драматический театр, где она становится настоящей звездой. Успех ей приносит почти что каждая роль, исполненная в спектаклях Товстоногова. Это и Монахова в «Варварах» Горького, и Софья в «Горе от ума» Грибоедова, и Настасья Филипповна в «Идиоте» Достоевского, и Маша в «Трех сестрах». Кроме героинь из классического репертуара Татьяна Доронина выводит на советскую сцену своих современниц – женщин необычных, душевно и духовно щедрых, способных ради любви пожертвовать условностями, спокойствием, благополучием, а если надо, то и жизнью. Она играет Надежду в «Старшей сестре» Володина и Наташу в «Еще раз про любовь» Радзинского. А на экране в это время появляются образы подлинно русских красавиц с их врожденным чувством нравственности, жертвенности и глубоким пониманием подлинных ценностей жизни. Доронина буквально завораживает зрителей в картинах «Три тополя на Плющихе», «Мачеха», «Еще раз про любовь», «Старшая сестра», «Ольга Сергеевна». Экранные героини актрисы открывают новую страницу в кинематографе – «советский неореализм» с его презрением к мещанству, стремлением к внутренней свободе человека, пристальным вниманием к женской индивидуальности, будь то скромная сельская труженица или красавица-стюардесса, чьи романтические представления о настоящей любви не разбились о пошлую прозу жизни.

 Ленинград был у ее ног. И в 1966 году Татьяна Доронина отправляется завоевывать Москву. Актриса пять лет служит в Московском Художественном театре, много играет, но удовлетворения от работы не получает: МХАТ в ту пору находился не на должной высоте, а «низкий полет» для Дорониной всегда был хуже смерти. Она в отчаянии, поэтому с радостью принимает предложение Андрея Александровича Гончарова и становится актрисой Театра имени Вл. Маяковского, в ту пору одного из самых популярных и прогрессивных в столице. На сцене Маяковки талант Дорониной заблистал новыми гранями. Она играет Альдонсу в знаменитом мюзикле «Человек из Ламанчи» Вассермана и Дэриона – роль приносит ей колоссальный успех. Играет Ксантиппу в «Беседах с Сократом» и подругу матери в спектакле «Она в отсутствии любви и смерти» Радзинского, Горчакову в «Проводах» Дворецкого, Аркадину в «Чайке» Чехова. Доронина великолепна в ролях Елизаветы Тюдор и Марии Стюарт в исторической драме «Да здравствует королева, виват!» Болта и в роли Мэгги в драме «Кошка на раскаленной крыше» Уильямса. Эта работа актрисы стала настоящей театральной легендой. В Маяковску ходили на Мэгги-Доронину, которая вместе с режиссером Гончаровым не только открыла публике такое запретное для советского театрального зрителя понятие, как «сексуальность», но и соединила его с мощным и еще более запрещенным «вера». И пусть ее Мэгги была грешной, но ее история не менее сильная, чем история библейской Марии Магдалины.

Все перечисленные роли Татьяны Дорониной, сыгранные актрисой в ее маяковский период, вошли в золотой фонд русского театрального искусства, а сама Доронина становится подлинной звездой первой величины на небосклоне русского театрального искусства. Все без исключения героини Татьяны Дорониной этого времени – сильные женщины, способные на поступки, страстные по натуре. И не важно, какое место им отведено на социальной лестнице: каждая доронинская героиня – это прежде всего личность, сломить которую никому не дано. Десять лет в Театре Маяковского были для актрисы счастливыми, но покой не для ее мятежной натуры.

 И Татьяна Доронина вернулась в Художественный театр – театр своей мечты, что жила в ней с самых юных лет. Не могла она и не взвалить на свои женские плечи заботу о МХАТ им. М. Горького, образовавшемся после раскола Художественного театра. Вот уже четверть века Доронина несет бремя художественного руководителя, и это наверняка самый многотрудный период в ее жизни, хотя для нее, наверное, один из самых счастливых. Здесь она блистательно играет Вассу Железнову в одноименной пьесе Горького – пожалуй, свою самую лучшую из ролей последнего времени. Играет Зою в «Зойкиной квартире» Булгакова, Раневскую в «Вишневом саде» Чехова, Кручинину в «Без вины виноватые» Островского. Здесь она занимается режиссурой и свято верит, что русский актерский театр никогда не исчезнет. Татьяна Доронина твердо верит в это, и спорить с ней по такому поводу совершенно бесполезно, да и не нужно. Время – самый справедливый судья, и оно покажет, была ли права Татьяна Васильевна, когда укротила свой уникальный актерский талант и встала во главе МХАТ им. М. Горького, тем самым сохранив творческие судьбы десятков людей этого театра, а может быть, и их жизни. Время покажет. А пока одна из последних подлинных звезд уже угасшей великой эпохи советского театра народная артиста СССР Татьяна Васильевна Доронина отмечает свой юбилей и по-прежнему, как и полвека назад, верит в то, что ее мечты сбудутся, желания исполнятся и она снова будет счастлива, ведь она – избранница судьбы.


Жанна Филатова

Статья "ИЗБРАННИЦА СУДЬБЫ" взята с сайта "Театральная афиша" - www.teatr.ru

Версия для печати
 
Афиша на текущий месяц
пн вт ср чт пт сб вс
01
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Январь 2017

19.01.2017

Уважаемые зрители! На сайте театра появился репертуар на Март. >>
13.01.2017
14 января в 18.30 на Основной сцене театра состоится спектакль «Ромео и Джульетта», посвященный памяти народного артиста РФ Валерия Беляковича. >>
12.01.2017
Уважаемые зрители, просим ознакомиться с изменениями в репертуаре. >>
 
 
Добавить комментарий  

Главная страница | О театре |  Традиция и мы |  Репертуар |  Труппа |  Премьера |  Афиша |  Заказ билетов | 
Московский Художественный Академический театр им. М.Горького
125009, Россия, Москва, Тверской бул., 22
Тел.: (495) 697-62-22, 697-87-72 (администраторы), 697-87-73 (касса)
E-mail: mxat@list.ru
Разработка и дизайн: SFT Company © 2006 - 2009
Технология WebDoc