О театре МХАТ имени Горького Репертуар. Спектакли МХАТ им. Горького Традиция и мы
на главную страницу
Премьеры Афиша Заказ билетов
about на главную страницу
Руководство | Пресса | Новости | Контакты | Фотогалерея | Гости о нас | Документы |
Версия для печати

В звании бродяги нигде нельзя жить

Источник : Галина Ореханова, Литературная газета, март 2000г.

Усталый, согбенный старик, само страдание, выводит смычком мелодию старинной песни «Разлука, ты разлука». Поет белокурый, щупленький мальчик, поет, надрывая душу... Так начинается спектакль «Без вины виноватые», поставленный народной артисткой СССР Татьяной Дорониной на сиене МХАТ им. М. Горького.

Пьеса «Без вины виноватые» с самого первого своего представления в Москве, а потом в Петербурге зацепила зрителя за живое и с тех пор не сходит с театральных подмостков. Даже в суровое послереволюционное время именно «Без вины виноватые» с великой Ермоловой собирали полные залы. Пьеса остро поставила вопрос о нравственной несостоятельности общества, способного не замечать страданий обездоленных с самого детства людей.
Современники А. Н. Островского не раз подчеркивали необыкновенную способность драматурга переводить живую жизнь в форму художественную, лишенную ложной театральности. Именно поэтому мхатовцы всегда так ценили его творчество. Эта традиция жива в театре, работающем под художественным руководством Татьяны Дорониной, здесь «Без вины виноватые» — пятая пьеса великого русского драматурга, поставленная за последнее десятилетие.

Сознательно избирая строгий, пунктуально точный, по законам реализма очерченный рисунок действия, Доронина сумела выявить в пьесе остро современное звучание, умно, деликатно сделав весомые акценты на содержании глубочайших душевных страданий человека без роду и племени — Григория Незнамова. Может быть, еще никогда так болезненно, даже трагически не звучали со сцены эти слова: «Кто я, бродяга, не помнящий родства, и человек без определенных занятий! Но в таком звании нигде нельзя жить, ни в каком городе, или уж везде, но только на казенной квартире, то есть в местах заключения. Я не вор, и наклонности к этому занятию не чувствую, я не разбойник... но все-таки чувствую, что по какой-то накатости, без участия моей воли, я неудержимо влекусь к острогу». Какое множество современных, одиноких и обездоленных молодых людей ощутит этот крик души, как собственное откровение.

Роль Незнамова далеко не всегда постигалась исполнителями. К радости современного зрителя, можно сказать, что МХАТ им. М. Горького дались сегодня несколько открытий: сразу два молодых актера театра — Андрей Чубченко и Юрий Болохов рисуют образ человека на распутье, мимо страданий которого пройти невозможно.
Но не только этот образ дает повод для глубоких раздумий. Т. Доронина поставила спектакль о сегодняшнем дне, о том, в каком странном мире наживы и власти денег мы оказались. Сложный, глубоко осмысленный трагизм положения человека, предавшего себя ради «положения в обществе», звучит в трактовке образа Мурова, великолепно сыгранного Валентином Клементьевым. Почему он предал свою любовь, почему продолжает лгать Отрадиной, уверяя, что сын их умер? Большая ложь неизменно влечет за собой другую.
А как современно, пугающе звучит его горький монолог: «...Я обыватель, я один из самых крупных землевладельцев, у нас скоро выборы, я баллотируюсь на видную должность...»

Юрий Горобец (Дудукин) — живое воплощение слинявшего интеллигента, доброго, щедрого, но пустого, от нечего делать увлекающегося закулисной жизнью. Меценат и тайный почитатель искусства, он боится высоких чувств, предпочитая плыть по течению. Большая удача спектакля — работа Юлии Зыковой: ее Коринкина — воплощение пошлости и цинизма современного отношения к театру в России. И рядом с ней — Владимир Ровинский и Александр Самойлов в образе Шмаги — комика-страдальца, воплощенного пасынка искусства! Одним словом, спектакль — живой сколок жизни, и актеры в нем живут нынешними тревогами артистической среды.

Мир театра может быть разным, затхлым миром пошлости и разврата, миром вдохновенных подвигов человеческого духа. Наше время вполне доказало верность этих слоев. Вопрос отношения к театру, тема служения высоким задачам искусства неразрывно связаны с образом главной героини. Искусство Кручининой всколыхнуло пошлый мир провинциального города, заставило ожить души людские, вспомнить о высоком назначении человека. Как современна эта позиция художника, твердо заявленная Татьяной Дорониной.
Русская сцена знала великих исполнительниц этой роли — Федотову, Стрепетову, Ермолову, Савину, Тарасову. И понятен особый интерес к работе нашей современницы, всей своей артистической деятельностью завоевавшей право на эту роль. Не только высокие приоритеты, но и простые житейские истины — любовь верную и бескорыстную, счастье материнства, достойное доброе детство — отстаивает актриса. Как редко сегодня проявляется в нашем обществе забота об этом и все ли детские души защищены добрым любящим сердцем?! Доронина пробуждает высокие чистые чувства, ставит острые и тревожные вопросы. Зритель, оказавшийся в поле влияния спектакля «Без вины виноватые", имеет возможность высоко оценить общение с честным, самоотверженным художником. Такова Елена Кручинина. Такова и сама Татьяна Доронина.
Мудрый, добрый, глубокий спектакль. Русский реалистический театр снова подтверждает свою высокую роль в духовной жизни общества, свою нравственную необходимость народу.

Добавить комментарий  

Главная страница | О театре |  Традиция и мы |  Репертуар |  Труппа |  Премьера |  Афиша |  Заказ билетов |  Правила продажи и возврата билетов |  Реквизиты | 
Московский Художественный Академический театр им. М.Горького
125009, Россия, Москва, Тверской бул., 22
Тел.: (495) 697-62-22, 697-87-72 (администраторы), 697-87-73 (касса)
E-mail: mxat@list.ru (канцелярия)
Разработка и дизайн: SFT Company © 2006 - 2009
Технология WebDoc