О театре МХАТ имени Горького Репертуар. Спектакли МХАТ им. Горького Традиция и мы
на главную страницу
Премьеры Афиша Заказ билетов
about на главную страницу
Руководство | Пресса | Новости | Контакты | Фотогалерея | Гости о нас | Документы |
Версия для печати

О деньгах и совести

Источник : Капитолина Кокшенева, Ветеран № 6, 1993г.

«Я тебе еще раз повторяю - денег нет», - этими словами начнется мхатовский спектакль «Мы идем смотреть «Чапаева» в режиссуре Т. В. Дорониной по пьесе О. Данилова. Деньги... Кто из нас сегодня не говорит эти слова? Денег нет, чтобы купить квартиру и выбраться из коммуналки; денег нет, чтобы учить ребенка музыке; нет, чтобы купить обычные яблоки, не говоря об экзотических фруктах.
Деньги, деньги, деньги... В спектаклях, о которых пойдет речь, тема денег выделена, подчеркнута, отточена до символа. За простым физическим обозначением - деньги - стоит огромный сдвиг жизни, крушение недавних ценностей, гибель людей, крики отчаяния и просьба о милости-милостыне. Именно поэтому мне показались связанными в глубине своей человеческой эти два спектакля - «Чапаев» и «Лес» А. Н. Островского, поставленный на той же сцене, тем же режиссером - Т. В. Дорониной. Классика и современность сомкнулись: «Лес» был написан драматургом Островским о человеке пореформенного времени. Как и тогда, после экономической и политической реформы 1861 года, так и теперь, в период «новейших реформ», сдвинут с места самый различный российский люд. Коммерческий соблазн изменил сознание. Все больше и больше ценится «умение жить». Все больше и больше вытесняется из жизни непрактичное, нерасчетливое, неутилитарное.
...Раиса Павловна Гурмыжская - вдова и богатая помещица, все время памятующая о своем «высоком общественном положении», склонна к экстравагантным, в духе времени, заявлениям: «Господа, разве я для себя живу?.. Все мои деньги принадлежат
бедным». Островский в «Лесе» вывел на сцену замечательных в своем роде героев. Они неустанно и не без удовольствия рассуждают о добродетелях, о своих способностях к «нравственной жизни» и благим делам. Мир человека богатого предполагает строгий порядок вещей - приумножай капитал, но не забывай поговорить о благих намерениях. Но ворвались в этот благополучный мир дома Гурмыжской актеры - трагик Несчастливцев (племянник Гурмыжской) и комик Счастливцев - товарищ по судьбе и сцене. Бродяги и нищие, с «низким» общественным положением, они шокируют «благородное общество» Гурмыжской. Для них, актеров, столь же невозможны покой и сытость, сколько для тетеньки непонятна их жизнь. Глаза к небу, рука - к сердцу, всякое слово говорит стихами - таким непонятным существом предстанет трагик пред очами обитателей усадьбы Пеньки. Но именно он, непонятный и «глупый» человек, вернет удивленной тетушке долг купца Восмибратова. Именно он вернет Аксюше (дальней родственнице Гурмыжской, проживающей в ее доме) надежду на соединение с любимым человеком. Тетенька не хотела ей денег давать, а отец жениха не хотел без капитала-приданого в дом ее брать. Тут и скрепит дело актер Несчастливцев, отдавая Аксюше свои последние деньги, выданные тетенькой Гурмыжской «на дорогу». Здесь действует не житейский расчет - здесь действует благородство натуры. Артист! Он способен к поступку, к «широкому жесту» не только на сцене. Он и в жизни - романтический шиллеровский герой, способный презреть нормы расчетливой жизни. Островский наделил трагика исключительной душевной и моральной красотой.
Эти странники, актеры, конечно, ничего не переменили в течении жизни усадьбы Пеньки, ничего не переменили и в своей судьбе. Нищими пришли - нищими уходят. Но мы, зрители, увидели возможность иной точки зрения на жизнь. Подлинный Артист владеет умами и сердцами, а не капиталами, Его нужно ценить, как всякое национальное богатство. Тема жертвенности и высоты - не современна ли она? Не такими ли «странствующими рыцарями» мир наш держится?
Тема актера у Островского - это тема творческого преобразования жизни. Артист концентрирует в себе ее высшие этические начала: «Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили?». «Идеалисты они, актеры», - скажет иной «трезвого ума» человек. Пусть идеалисты, но без них русская жизнь лишилась бы чего-то существенного - сердечности и душевности.
Островскому в советском театре не везло - в сознание нескольких поколений он вошел как критик «темного царства» самодуров, как обличитель «темных сторон жизни». В МХАТе отказались от этой «традиции» - в МХАТе играют характеры. А потому Гурмыжская в блистательном исполнении Т. В. Дорониной не только лицемерная интриганка, напуганная страстной натурой племянника-трагика, не только гневлива и выгоду свою знает, но наслаждается собственной игрой в благородство, и женственна, и капризна, и живет «с удовольствием», «со вкусом». Да и купец Восмибратов в исполнении В. Г. Зикоры далек от привычного стереотипа «тёмного дельца»: расчетлив, степенен, с достоинством своего сословия. Всякая роль в «Лесе» расцвечена - увлекает соединением смешных и возвышенных свойств человеческой натуры. В. В. Клементьев (Несчастливцев), С. Э. Габриэлян (Счастливцев), Т. Г. Шалковская (Аксюша) вносят разные краски (нестяжательности, честности, доброты, просторного чувства) в общую картину жизни, которую драматург любил во всем ее богатстве, во всем ее сложном «цветении».
Бедность и богатство. Деньги и совесть. Тут расположена «ось смысла» мхатовских спектаклей. Голос театра нельзя не расслышать: в руках умных людей и «деньги умные», в руках соблазненных богатством - «деньги бешеные». Но и умный без совести беден, а богатство в русском понимании сокрыто в глубинах сердечных.

Добавить комментарий  

Главная страница | О театре |  Традиция и мы |  Репертуар |  Труппа |  Премьера |  Афиша |  Заказ билетов |  Правила продажи и возврата билетов |  Реквизиты | 
Московский Художественный Академический театр им. М.Горького
125009, Россия, Москва, Тверской бул., 22
Тел.: (495) 697-62-22, 697-87-72 (администраторы), 697-87-73 (касса)
E-mail: mxat@list.ru (канцелярия)
Разработка и дизайн: SFT Company © 2006 - 2009
Технология WebDoc