О театре МХАТ имени Горького Репертуар. Спектакли МХАТ им. Горького Традиция и мы
на главную страницу
Премьеры Афиша Заказ билетов
about на главную страницу
Руководство | Пресса | Новости | Художник | Контакты | Фотогалерея | Гости о нас | Документы |
Версия для печати

О ролях Валентина Клементьева

...Небезынтересен рисунок роли Мурова, которого играет Валентин Клементьев. Играет не злодея, не грубияна. Вежливо без эмоций предает любимую женщину и сына ради имений, заводов, акций. Через 17 лет он - главный воротила губернии, баллотирующийся на видную должность, станет просить пощады, опять же вежливо, без эмоций говорить о своем поражении. Клементьев играет какую-то «пустоту утомления», вы не видите глаз, лица, скрытого шляпой, слышите лишь тусклый мертвенный голос с неуместными (по-чеховски) механическими вопросами о перестроенной беседке, вычищенных прудах в тот момент, когда о нем вот-вот скажут: «Твой отец не стоит того, чтобы его искать... нашим счастьем мы с ним не поделимся». Ему, «деловому», суждена пустыня, и она возделана его же руками.

Московская правда, 2000 г. (о спектакле "Без вины виноватые")
Элла Матонина

...Вот друг Ведерникова по мединституту Михаил Лаврухин. В этой роли один из великолепных актеров театра Валентин Клементьев. Он создает образ друга-недруга, натуру цельную, мужественную, которому  присуща легкая ирония над собой, что нет у него ведерниковского таланта, что не обладает он даром влюбить в себя любимую женщину Ольгу.

Парламентская газета, апрель 2005 г. (о спектакле "Годы странствий")
Марина Истюшина

…Заслуженный артист России Валентин Клементьев (Лаврухин), создавший характер цельный, волевой, чистый, передает драму безответной любви с мужской сдержанностью, но и рвущейся изнутри пронзительностью.

Советская Россия, 2 апреля 2005 г. (о спектакле "Годы странствий")
Виктор Кожемяко

…Посмотрим на сцену. Здесь царит театр Хлынова (засл. арт. России В. Клементьев), театр одного зрителя, и все в этом театре подчинены его не злой (удачная находка), но от этого еще более пугающей воле. Удивительная работа! Ни разу не выпятив себя, как это иногда свойственно актерам, балующимся режиссурой, он становится незаметно и постепенно главным действующим лицом. Ощущение глубочайшей уверенности в том, что это весь мир предназначен для него - вот самое удивительное из того, что мы узнаем о Хлынове и ему подобных. Откуда? Почему? Почему остальные, ворча или ликуя, признают это право? Вот основная загадка современности. Велика сия тайна есть. Иррационализм появления этой уверенности, мастерски сыгранный зрелым мастером, может быть ошибочно принят за отсутствие сверхзадачи и сквозного действия. Но это отнюдь не так. Вот он, зритель, творец, спаситель и одновременно судья окружающего мира, наблюдает за тем, как корчится от невыносимого стыда потенциальный конкурент, купец Курослепов (премьерский дебют во МХАТе нар. арт. России И.Криворучко). Вот заставляет плясать под свою дудку городничего (засл. арт. В.Ровинский), вот делает из рубахи-парня, ухаря Васьки - шута-затейника (арт. М.Дахненко). И снова, как и в «Контрольном выстреле», - некому противостоять. Бог далеко, впрочем, Хлынов уже готов поспорить даже и с ним, своим создателем, - и подсознательное, пугающее всех ожидание начала этого главного спора составляет один из главных компонентов атмосферы спектакля.

Экономическая и философская газета (о спектакле "Горячее сердце")
Алексей Проскурин

...Хороши слова, звучащие со сцены. Но их так много! Словно Дума заседает на нарах — и все об истине, правде, справедливости. И никто с места, чтобы поближе к делу. У Беляковича сила Луки не в утешениях, а в желании сдвинуть людей с места, пробудить их. Что, собственно, и случилось с Сатиным.
Сатина играл когда-то К.С. Станиславский. Он смело прибегнул к романтической форме типизации героя. С босяка, как он, спадали рубища, оставался прекрасный человек. У Валентина Клементьева рисунок роли иной. Он снижает образ. Хриплый, низкий, играющий голос, комичный жест руки, видится Остап Бендер, слышатся Высоцкий, наша попса, эпатирующие публику на каком-то рандеву телеведущие… Современному зрителю, определившемуся на житье не в лучшие времена России, пожалуй, не скучно видеть такого Сатина: с ерничеством, выходящим на протест.
Лука подействовал на него, как кислота на старую монету. Он сам это сознает. Высокий, молодой, ершистый, стоит он на высоких нарах и готов произнести два знаменитых своих монолога. Но мы чувствуем, как трудно актеру к ним подступиться, чтоб не вышло фальшиво, без внутренней необходимости в них.
И вдруг ругающимся внизу он строго кричит с высоты: «Не обижайте человека». И сам немеет от сказанного. Может быть, это и есть главная мысль спектакля? Это уже не невнятица случайных слов. Это связно и человечно. Такие слова – и у них в подвале! Сатин – Клементьев нашел им место, дал им жизнь. Актера выносит на поэтическую патетику монолога «Для лучшего живут люди».
В каждом из первых спектаклей Валентин Клементьев разный. Второй монолог «Человек – это звучит гордо» у Беляковича, в отличие от канонического текста, передвинут к концу последнего действия. И именно его, а не песню «Солнце всходит и заходит» прерывает весть о самоубийстве Актера. Так что когда Клементьев говорит: «Какую песню испортил...» – речь идет не о тоске-кручине сидящего в тюрьме, а о монологе, посвященном Человеку, звучащем, как песня о нем... Песню прервали. Остается надежда, что ее можно продолжить...
Эта режиссерская мысль плодотворнее прямолинейного сравнения нынешней России с названием пьесы.

Независимая газета, 29 июля 1999 г. (о спектакле "На дне")
Элла Матонина

...Обольстительное зло в образе князя Валковского сыграл заслуженный артист России Валентин Клементьев и сорвал у публики аплодисменты. Высокий красавец, одетый с утонченной изящностью и свежестью, он был так убедительно расположителен, добр, учтив, что ему поверила девушка XIX века и, кажется, зрительный зал XXI века, тоскующий о хорошем. Кто давно не читал “Униженных и оскорбленных”, кто в дальних рядах не мог рассмотреть лицо князя, отвращающее “от себя тем, что выражение его было как будто не свое, а всегда обдуманное, заимствованное... а лучи взглядов раздваивались... и между мягкими, ласковыми мелькали жесткие злые”, тот с удивлением обнаружит по ходу действия в нем подлеца и циника, блестяще владеющего сознательно надетой на себя маской.
Страшноватым получился у В. Клементьева образ этого двуликого Януса... Мы понимаем, говорил Достоевский, что всякая однозначная оценка личности и ее поступков относительна, т. к. включает в себя множество противоречивых определений, когда “нужна не арифметика, а высшая математика”. Видимо, поэтому Доронина отказалась от исчерпывающих объяснений, сложившихся и складывающихся между персонажами отношений.

Литературная газета, 12 декабря 2001 г. (о спектакле "Униженные и оскорбленные")
Элла Матонина

…Это спектакль о Вселенском Зле, символом которого в пьесе является князь Валковский-старший, блестяще, точно, со знанием глубинной психологии стяжателя, сыгранный заслуженным артистом России Валентином Клементьевым. Внешняя респектабельность, лоск скрывают душу черную, как ночь, без просвета. Он глумится, вдохновенно наслаждается торжеством над «чистым» идеалистом – скромным литератором Иваном Петровичем (артист М. Дахненко). Между ними происходит беспощадный поединок жизненных мировоззрений, который, на первый взгляд, заканчивается победой князя. Он (Валковский – В. Клементьев) как бы «вспарывает» действие своими поступками; обольстительный, внешне доброжелательный, обостренно наблюдательный, видящий человека насквозь и на этом знании строящий свою стратегию. Он – главная пружина, локомотив, неумолимо двигающий униженных по их трагической спирали. Зло страшно сейчас своей объединенностью, своей продуманной агрессией во всех аспектах жизни — оно как бы на поверхности, как бы побеждает, увлекая в свой блещущими приманками мир слабые души наподобие Валковского-младшего, Алеши (артист А. Чубченко).

Правда, 5 февраля 2002 г. (о спектакле "Униженные и оскорбленные")
Анна Гвоздева-Проскурина

...Всякая роль в «Лесе» расцвечена - увлекает соединением смешных и возвышенных свойств человеческой натуры. В. В. Клементьев (Несчастливцев), С.Э. Габриэлян (Счастливцев), Т.Г. Шалковская (Аксюша) вносят разные краски (нестяжательности, честности, доброты, просторного чувства) в общую картину жизни, которую драматург любил во всем ее богатстве, во всем ее сложном «цветении».
Бедность и богатство. Деньги и совесть. Тут расположена «ось смысла» мхатовских спектаклей. Голос театра нельзя не расслышать: в руках умных людей и «деньги умные», в руках соблазненных богатством – «деньги бешеные». Но и умный без совести беден, а богатство в русском понимании сокрыто в глубинах сердечных.

Ветеран, № 6, 1993 г. (о спектакле "Лес")
Капитолина Кокшенева

…Но страсти, кипевшие на сцене, заставляли думать о современности, и в пламенных монологах Рюи Блаза (в этой роли ведущий актер театр Валентин Клементьев) ощущать дыхание нашего времени и созвучность настроениям зала, аплодисментами поддерживавших героя.
Итак, великая Испания, завоевавшая континенты, пол Европы, острова и океаны в конце ХУ11 века теряет свои позиции в мире. Причины? Может быть вина и в бездарном монархе, месяцами предающийся охоте на диких зверей и оставившего при дворе свою красавицу жену скучать и наблюдать беззакония придворных.
Очаровательна Елена Коробейникова в роли королевы Марии. Она удивительно искренна и потому любовь ее героини к Рюи Блазу прочитывается, как прекрасное романтическое чувство. И потому, быть может, все любовные сцены в исполнении актрисы и ее партнера Валентина Клементьева лишены какой-либо фальши и искусственности.
Любовь к королеве – вот что движет Рюи Блазом, становясь пружиной драматического действия. Вначале он, человек из народа, слуга дона Саллюстия, наделенный пылким воображением, рад лишь видеть предмет своего обожания.  И именно эта страсть помешала ему узнать истинные причины его хозяина преобразить его из лакея в дона Цезаря де Басана. Он не задумываясь, подписывает бумаги, ибо для него главное видеть свой кумир вблизи, а не карьера.
Но, оказавшись у кормила власти, он стремится эту власть укрепить, выгнав алчных честолюбцев, что и приносит ему восхищение королевы.
Благополучные финалы бывают в комедиях или мелодрамах, но не в трагедиях...

Театральный критик (о спектакле "Рюи Блаз")
Марина Истюшина

Добавить комментарий  

Главная страница | О театре |  Традиция и мы |  Репертуар |  Труппа |  Премьера |  Афиша |  Заказ билетов |  Правила продажи и возврата билетов |  Реквизиты | 
Московский Художественный Академический театр им. М.Горького
125009, Россия, Москва, Тверской бул., 22
Тел.: (495) 697-62-22, 697-87-72 (администраторы), 697-87-73 (касса)
E-mail: mxat@list.ru (канцелярия), mxat-otzyv@list.ru (отзывы и пожелания)
Разработка и дизайн: SFT Company © 2006 - 2009
Технология WebDoc