О театре МХАТ имени Горького Репертуар. Спектакли МХАТ им. Горького Традиция и мы
на главную страницу
Премьеры Афиша Заказ билетов
about на главную страницу
Руководство | Пресса | Новости | Художник | Контакты | Фотогалерея | Гости о нас | Документы |
Версия для печати

Интервью с Художественным руководителем МХАТ им. М.Горького Т.В. Дорониной

Источник : Журнал ВИП, август 2006 г.

За МХАТом им. Горького, несмотря на достаточно современные вещи, закрепился авторитет архаичного театра. Как Вы сами к этому относитесь? Есть ли необходимость что-то менять в нем, дабы вписаться в сегодняшний формат?

    Прежде всего необходимо пояснить саму идею Художественного театра она выражена как формула основоположниками МХАТа. Станиславский начертал: "Мы приняли на себя дело, имеющее не простой, частный, а общественный характер. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь. Цель искусства переживания заключается в создании на сцене живой жизни человеческого духа и в отражении этой жизни в художественной сценической форме".
    Обратите особое внимание на такие понятия, как "общественный", "нравственный", "разумный", "человеческий дух" и "художественная форма". Далее К.С. определяет то, что послужило первопричиной, толчком к протесту, что именно неприемлемо с точки зрения основоположников: "Программа начинающегося дела была революционна. Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара театров…»
    Специально привожу это и сосредоточиваю внимание читателей на том, что должен утверждать Художественный театр и чему противостоять, а это означает, что пытаемся утверждать мы и от чего бежим, как от чумы. Время, названное "временем рынка", живет по законам выгоды. Что выгодно сегодня продать? То, что имеет спрос. Разве нравственность может иметь спрос в безнравственное время? Нет! И тогда дельцы от культуры в меру своих талантов или, что более типично сегодня, своей бездарности, начинают пускать на продажу разврат, бесстыдство, безнаказанность воровства, убийства, развращение молодежи, неразборчивость в средствах достижения того "рая", который известен нам как рай капитализма. Прыжок из социалистической в капиталистическую формацию — это прыжок с шестом над пропастью: шест повисает в воздухе, ему не на что опереться. Обреченность этих безумных прыгунов очевидна. Так же, как очевиден грех тех театральных деятелей, которые обрекают на хаос и беду своих зрителей, внушая им, что бандит может быть героем, проститутка - порядочной женщиной, что вор — это просто умный человек, а потерявшие человеческий облик отец и мать — достойны сострадания. Сострадания достойны брошенные старики и голодные дети, изуродованные и убитые молодые солдаты, брошенные в пекло огня из-за выгоды мерзавцев, которые наживают миллионы долларов на их жизнях. Можно и нужно сострадать подлинным профессионалам в любой области, которые остались без работы и находятся в полной растерянности от абсурда происходящего.
    Театр чернухи в "чернушное" время подобен тем капищам, в которых поклоняются дьяволу. Задача театра противоположна, он — воспитатель нравственности и духа. Безвкусные, громкие, наглые шоу, которые пропагандируются сегодня всеми средствами массовой информации, — это преступление перед страной, перед народом, перед людьми. Задача театра противоположна, она созидательна и гуманна. Именно к этому призывал К.С.Станиславский, определяя задачу МХАТа, и именно этому мы следуем. Это трудно сегодня. А сторонников этой идеи "не мало". Много! И их становится больше, а не меньше. Просто этого не хотят замечать, не хотят уважать свой народ, на него плюют и смеются над его добротой, смирением и безропотностью. Смеются над его упованием на Бога!

Бываете ли Вы на премьерах в других театрах?
    Бываю, но крайне редко. Очень много работы, а потом можно все заранее предугадать. С удовольствием смотрела совершенно дивный спектакль моего любимого БДТ, лирическую комедию Рональда Харвуда "Квартет" в постановке талантливого  Николая Пинигина с Олегом Басилашвили, Кириллом Лавровым, Зинаидой Шарко. Вызвал у меня добрые ностальгические чувства спектакль Театра Советской армии «Человек из Ламанчи», в котором сама когда-то играла. Поразил, покорил, восхитил неповторимый Владимир Зельдин. Это уникальный актер, необыкновенно одаренный. С восхищением смотрела  "Золотой век" в постановке замечательного мастера, величайшего балетмейстера Юрия Григоровича.

Скоро будет 20 лет, как во МХАТе произошел раскол, когда Вы не побоялись встать у руля взбунтовавшегося корабля. Есть что-то такое в той истории, о чем Вы сегодня жалеете, как о неправильном шаге?
    В вашем вопросе есть то, что меня восхищает своей наивностью под названием «не хочу знать ситуацию, говорю то, что было написано и сказано кем-то почти во всех средствах массовой информации, а именно: «Ефремов разошелся с Дорониной, Доронина разошлась с Ефремовым». Некоторым лицам, определяющим сейчас нашу «идеологию», выгодно представить преступление, которое было совершено господами Ефремовым и Ко и рядом находящимися «советниками» в свете неизбежности так называемого «раскола». МХАТ СССР им. М. Горького был уничтожен как единый, живой, одаренный организм и подписался под приказом о разделении театра министр культуры Захаров.
    Трудно найти аналог пошлости заявленной Ефремовым формулировки при разделении. Но после такого заявления госпожа пошлость становится царицей почти во всех сферах и удивляться этому теперь не приходится. Так, приказом по театру, труппа МХАТ была разделена на две части, представлены два списка. В одном группа актеров, которая переходит под руководство Ефремова в историческом здании в Камергерском переулке. И второй список по актерам, судьба которых была обозначена Ефремовым дословно так: «Пусть идут куда хотят, хоть в «Клуб каучук». В «Клуб каучук» должны были идти почти все «коренные» мхатовцы во главе с Народными артистами СССР Анастасией Георгиевской, Михаилом Зиминым, Леонидом Губановым, Народными артистами России Любовью Пушкаревой, Маргаритой Юрьевой, Николаем Пеньковым, Николаем Засухиным,  и еще десятками других талантливых артистов, в течение многих лет, составлявших славу МХАТ им. Горького. Запомните вот это под названием «Пусть идут…», и не называйте это «расколом», так как это было, если говорить юридическим языком, нарушение не только этических норм, но и того, что названо законом, а ныне определено понятием права человека.
    Тем, которые были отправлены столь далеко, были отданы четыре идущих спектакля, в которые необходимо было вводить новых исполнителей, потому что разделение труппы не имело никакой логической системы и не соблюдало никаких правил. 
Это так или иначе было акцией на уничтожение отечественного реалистического театра. Художественный театр всегда являлся знаком высочайшей ответственности культуры. И он должен был быть уничтожен. Бессмысленность этой акции очевидна, как очевидна и ее преступность.
    Я человек верующий – по душе, по генам, по-крестьянски. Я убеждена, если бы это разделение имело смысл и театр в Камергерском процветал бы благодаря этому отторжению и был полон побед и открытий, я была бы счастлива. Но этого не происходит. Так что я сожалею лишь об одном: о беспощадной судьбе России, когда оказываются возможны такие варварские деяния, как попытка уничтожения отечественной истории, отечественной культуры.
Единогласным решением отторгнутой части труппы меня избрали художественным руководителем МХАТ им. Горького.

Как Вы относитесь к ремейкам кино, и в частности, на фильм с Вашим участием «Еще раз про любовь»?
    Я удивлена поступком Радзинского, отдавшего пьесу, которая была хороша в своем времени. Существует столько тем, столько проблем, почему нужно обращаться к прошедшему? Люди были другие по характеру, они иначе ходили, иначе говорили, иначе мыслили. Извините, но, к большому сожалению, они были честнее и умнее сегодняшних. Старые фильмы сегодня довольно часто повторяют по телевидению, зрители с удовольствием их смотрят. Воздействие старых фильмов не ослабевает, а обостряется, так как люди всегда хотят верить в смысл добрых поступков и глубоких чувств. И это не случайно. Как не случайно и отсутствие массового зрителя на современных картинах.

Что для вас наибольшее проявление успеха тишина или аплодисменты?
    Тишина. Тишина в зале означает, что зрители включены нами в то, что у Марины Цветаевой названо работой. Она имела в виду поэта и читателя, но это четко проецируется и на работу артиста, на актерское воздействие на зал. Что значит для нас работа? Волнение сердца, желание сравнивать, сострадать, через сострадание понимать большее, приходить к неожиданным для себя открытиям. Тишина и есть знак включения зрителя в тему. А аплодисменты... они существуют, и слава Богу. Очень мощные, не вежливые, а настоящие.

Сегодня, с высоты прожитых лет, когда жизнь фактически сделана, когда пережито и поклонение, и ненависть, когда всяческих заслуг в достатке, чтобы Вы посоветовали молодым?

    Просите, но выражение «жизнь сделана» я считаю некорректным.

Добавить комментарий  

Главная страница | О театре |  Традиция и мы |  Репертуар |  Труппа |  Премьера |  Афиша |  Заказ билетов | 
Московский Художественный Академический театр им. М.Горького
125009, Россия, Москва, Тверской бул., 22
Тел.: (495) 697-62-22, 697-87-72 (администраторы), 697-87-73 (касса)
E-mail: mxat@list.ru (канцелярия), mxat-otzyv@list.ru (отзывы и пожелания)
Разработка и дизайн: SFT Company © 2006 - 2009
Технология WebDoc