О театре МХАТ имени Горького Репертуар. Спектакли МХАТ им. Горького Традиция и мы
на главную страницу
Премьеры Афиша Заказ билетов
about на главную страницу
Руководство | Пресса | Новости | Контакты | Фотогалерея | Гости о нас | Документы |
Версия для печати

«Я человек верующий – по душе, по генам, по-крестьянски»

Автор : М.Н. Любомудров
Источник : Русский театр № 1-2 1996 г.

Имя замечательной русской актрисы Татьяны Васильевны Дорониной золотыми буквами вписано в историю советского кино и театрального искусства. Ее творческая жизнь активно и плодотворно продолжается в сегодняшней России. Ведь она, народная артистка, столь любимая всеми, вот уже восемь лет несет тяжелую ношу художественного руководителя МХАТа им. М.Горького, что на Тверском бульваре.
 О дне сегодняшнем и завтрашнем Московского Художественного театра, о личных пристрастиях и боли за Россию беседу с народной артисткой СССР, действительным членом Петровской Академии наук и искусств Т.В.ДОРОНИНОЙ ведет в радиостудии МХАТа театральный критик, публицист М.Н.ЛЮБОМУДРОВ.

М.Л. Татьяна Васильевна, вы могли бы назвать главные принципы, которые определяют ваше творческое кредо? Каждый художник раскрывает себя, творит, руководствуясь каким-то идеалом, задачей, своими представлениями о соотношении жизни и искусства. Каковы главные постулаты, догматы вашей творческой деятельности?
Т.Д. То есть то ,что мы пытаемся делать с нашим коллективом? Здесь опять не оторвёшься от той ситуации, в которую нас вовлекли, и к коей мы не причастны. Когда фактически насильственно, приказом министра разделили МХАТ, то есть обессилили его. Отторгли часть труппы и коллектива от того, что определялось в вечном, постоянном здании в Камергерском переулке, выброшено было большое количество одарённых людей. Это было сделано достаточно жестоко, несправедливо, но и бессмысленно. И сейчас на расстоянии восьми лет от этого насильственного разделения всем становится ясным (нам-то было ясно с самого начала), что так или иначе это было акцией на уничтожение отечественного реалистического театра. Художественный театр всегда являлся знаком высочайшей ответственности культуры. И он должен был быть уничтожен.Бессмысленность этой акции очевидна, как очевидна преступность этой акции. Это делали господа министры, в частности, Захаров. Пускай этот раскол будет на их совести, а также на совести тех господ-товарищей, которые находились на самом верху…
 Что имеем мы сегодня в результате разделения? Я человек верующий – по душе, по генам, по-крестьянски (что аналогично с христианством). Я убеждена, если бы это разделение имело смысл и театр на Камергерском процветал благодаря этому отторжению и был полон побед и открытий, я была бы счастлива. Но этого не происходит.
М.Л. Я иначе смотрю на раскол МХАТа. Это событие не случайное, более того, закономерное, на мой взгляд. Конечно, смешно сегодня вспоминать, как Олег Ефремов говорил, что он убрал из театра тех, кто был против «перестройки», то есть по мотивам чуть ли не политическим.
 Раскол вызрел органически как противостояние двух культур в российском культурном пространстве – культуры «Большого» и «Малого» народов (в терминологии И. Шафаревича). И хорошо, что он произошел, - иначе мы и сегодня не имели такого замечательного театрального организма как МХАТ им. М.Горького на Тверском бульваре…
 Может быть, вы напомните читателям, что было создано на этой сцене?
Т.Д. За 8 лет мы создали большой репертуар: А.Островский, А.Чехов, М.Булгаков, И.Гончаров, Аристофан, В.Распутин, А.Дударев, А.Твардовский – вот наши авторы.
М.Л. Как очевидно, один из ваших творческих принципов – это следовать классическому репертуару, русскому по преимуществу…
Т.Д. Вы как человек, отлично знающий историю Художественного театра, творчество Станиславского, его работы, знаете, что наряду с отечественной, мировой классикой они ставили современные пьесы (без чего театр существовать не может) – а тогда были современниками Чехов и Горький…
М.Л. Татьяна Васильевна, в сценическом творчестве ваши принципы, могу судить по спектаклям, - это школа Константина Сергеевича Станиславского, я ощущаю стремление следовать канонам реалистического искусства, русской традиции, раскрывать на сцене прежде всего «жизнь человеческого духа».
Т.Д. Репертуар театра – это один из основополагающих пунктов и основное направление, второй принцип – каким образом осуществлять исполнение этих пьес. И здесь существует только один вариант – он в веках существует: то есть живое существование, максимально приближенное к жизни, к правде, и вот этот принцип правды является основополагающим – то, что всегда было основным для МХАТа.
М.Л. Что же является третьим принципом?
Т.Д. Третье – это способ существования в театре. И называлось это этикой. Когда Константин Сергеевич Станиславский на цыпочках входил в зал и на сцену. И во всех своих проявлениях – творческих, жизненных и прочих – являл собой пример, как надо вести себя и как относиться к делу, уважать товарищей, уважать коллег. Об этом им написана целая глава под названием «Этика». С этикой сегодня сложно. Если ранее существовали какие-то формы поведения, то сегодня, к сожалению, эти нормы потеряны, наступило время по формуле Фёдора Михайловича Достоевского: «всё дозволено». И если всё дозволено, значит, можно предавать, лгать, нагрубить, даже ударить – всё можно, и никто за эти нечеловеческие и нехристианские взаимоотношения отвечать ни перед кем не хочет и не будет, потому что «всё дозволено».
М.Л.Татьяна Васильевна, вам не приходилось ни разу увольнять артиста или сотрудника театра за безнравственный поступок? Не за то, что он плохо сыграл роль, бездарен, а за безнравственный поступок. Или вы действуете иначе, уговариваете?
Т.Д. Театр является смыслом моей жизни, кроме театра у меня нет ничего. Всем, что есть во мне хорошего, я обязана театру. Я пытаюсь передать свой опыт молодым актёрам. Уволить ненужного работника, несмотря на все якобы демократические тенденции и прочие красивые слова, трудно. Существуют такие указы, которые подписаны В.М.Молотовым. И они действуют.
М.Л. Да что вы?
Т.Д. Да, это очень смешно, но это так. Этика, увы, не входит в «законодательство»: этика – сама по себе, законодательство – само по себе.
М.Л. Это понятно. Я не случайно заострил внимание на проблеме, потому что и Россия сегодня гибнет от внутреннего врага, с которым мы не умеем бороться. Это происходит и в каких-то частных моментах: в коллективах, организациях. Возникает и более сложный вопрос в связи с борьбой с внутренними противниками, которые мешают общей созидательной работе…
Т.Д. Это было всегда. Сегодня это болезненно воспринимается, потому что трудно жить вообще.
М.Л. Вы склонны к этому относиться, как к безусловному, вечному злу, которым можно пренебречь и двигаться, не оглядываясь?
Т.Д. Относиться как к дьяволу.
М.Л. С дьяволом церковь всегда призывала бороться беспощадно и насмерть.
Т.Д. Факт противостояния дьявольским силам – это существует, а то, что дьявол сегодня материализован в определённых лицах, это тоже очевидно.
М.Л. Знаете, сегодня говорят: в аду пусто – все работают на Земле.
Т.Д. Я думаю, что так оно и есть.
М.Л. Татьяна Васильевна, читателям газеты, конечно, как и всегда, интересен вопрос, связанный с личностью художника и, в частности, с личной жизнью. Вы вправе отвечать или не отвечать. Какова сейчас ваша личная жизнь – целиком её занимает театр или у вас есть семья, другие обязательства? Что бы вы могли сказать о своей нетеатральной жизни?
Т.Д. Скажу для читателей следующее: если ваша дочь или ваш сын хотят пойти учиться в заведение, которое готовит актёров, сделайте всё, чтобы они туда не пошли, потому что, если они будут заниматься всерьёз, то понятие семьи или нормальной жизни для них будет исключено.
М.Л. Вот ещё один «банальный» вопрос: вы можете назвать ваши любимые роли в кино и театре как в прошлом, так и в сегодняшнем? Наибольшую радость вы получили от соприкосновения с какими ролями?
Т.Д. Это весь мой ленинградский репертуар – и в театре им. Ленинского комсомола, и в Большом драматическом. Вам покажется безумно странным: я сейчас назову ту роль, которую я не сумела сыграть до конца и которая до сих пор меня мучает, и мне кажется, если бы я смогла скинуть лет 30 и могла бы сыграть Настасью Филипповну в «Идиоте», я бы её сыграла, как должно, потому что я всё время существую с ощущением, что я её не смогла сыграть, вернее, у меня не было достаточного жизненного опыта для того, чтобы сыграть её в соответствии с замыслом автора. Это одна из моих любимых ролей. Более великолепной роли для актрисы трудно себе представить.
М.Л. Ещё один мой вопрос связан с вашей деятельностью в Петровской Академии наук и искусств. Что вы могли бы сказать об этом высоком научном учреждении, что пожелать ей и в какой мере ваше участие в её работе в дальнейшем могло бы найти место?
Т.Д. Мне в данном случае хотелось бы сказать следующее. Если существует этакая катастрофичность в плане отечественного искусства, причем направленная на эту катастрофичность, и, главное, на уничтожение языка, то этим необходимо заняться сейчас Академии, заняться проблемами отечественной культуры, чтобы достигнутый уровень литературы был высок в стране. Аналогов нашим отечественным авторам просто не существует, я не хочу начинать здесь этот длинный список прозаиков, поэтов, драматургов, режиссёров и актёров. Необходимо сделать всё, чтобы это безобразие на телевидении, когда русская речь звучит минутами, а иностранная - часами, было пресечено. Соотечественники, которые почему-то вплетают в свою речь английские, немецкие, французские, испанские и прочие фразы, должны понять – это катастрофическая тенденция и от неё необходимо уходить. Доступность музеев, филармонии (это ещё было возможным для семьи любого достатка) сегодня просто недоступны, и от этого становится страшно, потому что культура исчезает.
М.Л. Татьяна Васильевна, последний вопрос: ваши репертуарные планы, что дальше, что будет в работе в ближайшие месяцы?
Т.Д. Должна быть обязательно «Чайка». Мы хотим сделать спектакль в соответствии с тем, что написано в тексте, - соблюдая текст и все ремарки, и помня фразу из письма А.П.Чехова о том, что в пьесе «Пять пудов любви». Что такое знак «Чайки» и является ли этот знак знаком творчества или знаком любви, удавшейся или не удавшейся, может быть это драма разбитых сердец? Ищем режиссёра для постановки горьковской пьесы, потому что к 100-летнему юбилею мы будем возобновлять «На дне».
М.Л. У вас был очень хороший спектакль «На дне», которым вы открыли свой театр в 1987 году. Он очень сильно прозвучал.
Т.Д. Спасибо. Но это лучшая пьеса Алексея Максимовича Горького. И далее у нас есть варианты на усмотрение режиссёров- варианты поставить и «Вассу Железнову», и «Зыковых»  - пьесы которые мало ставили, и хотелось бы, чтобы они были в репертуаре.
 Ещё конечно, Островский. В этом сезоне мы должны начать репетировать «Без вины виноватых» - одну из самых сильных и репертуарных пьес с отличной темой. Это тема одиночества. Все одинокие и осиротевшие. Осиротевшее время, люди…
 Далее очень хотелось, чтобы появился мощный современный автор, в какой-то степени отразивший нынешнюю ситуацию, потому что зритель, который приходит в театр, продолжает все-таки искать ответы на беспокоящие его проблемы. Если эта пьеса появится, то мы будем счастливы и будем её обязательно ставить.
М.Л. Мне представляется , что у театра есть для этого все возможности, прежде всего очень сильная труппа, в которой удачно соединились опытные мастера и молодые актёры. Напомню читателям, что они увидят в гастрольном репертуаре таких известных исполнителей как народные артисты России Н.Пеньков, Ю.Горобец, В. Гатаев; талантливый С. Габриэлян, который давно уже заслужил звание, но пока не получил; заслуженные артисты России Л.Кожухова, А.Семенов. Отрадно видеть, как активно работает в театре молодёжь: очень одаренный В. Клементьев (он великолепно играет Сергея Есенина в «Версии» «Англетер»), очарование молодости и блестки высокого мастерства обнаруживают в своих ролях Т.Шалковская, П.Белышков, Н.Моргунова, Ю.Зыкова, М.Кабанов, А.Чубченко. Они играют в русской национальной традиции, которую Станиславский называл культурой сердца и духа… Дай Бог вам осуществить задуманное. Спасибо большое за содержательную беседу. С нетерпением  ждем вас с вашим театром в городе где вы родились и стали большим художником.

Добавить комментарий  

Главная страница | О театре |  Традиция и мы |  Репертуар |  Труппа |  Премьера |  Афиша |  Заказ билетов |  Правила продажи и возврата билетов |  Реквизиты | 
Московский Художественный Академический театр им. М.Горького
125009, Россия, Москва, Тверской бул., 22
Тел.: (495) 697-62-22, 697-87-72 (администраторы), 697-87-73 (касса)
E-mail: mxat@list.ru (канцелярия)
Разработка и дизайн: SFT Company © 2006 - 2009
Технология WebDoc