О театре МХАТ имени Горького Репертуар. Спектакли МХАТ им. Горького Традиция и мы
на главную страницу
Премьеры Афиша Заказ билетов
about на главную страницу
Руководство | Пресса | Новости | Художник | Контакты | Фотогалерея | Гости о нас | Документы |
Версия для печати

РУССКИЙ ШЕКСПИР НА МХАТОВСКОЙ СЦЕНЕ

Автор : Галина Степанова
Источник : "ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИР" № 12 2015г.

На афише МХАТа имени Горького спектакль Владимира Бейлиса «Отелло уездного города» по пьесе Александра Николаевича Островского «Грех да беда на кого не живет». Александр Сергеевич Пушкин писал: «Лица, созданные Шекспиром, не суть как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой скуп – и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». И Отелло у Шекспира – не просто ревнивец, как и герой Островского – Краснов, поверивший в силу любви и обманутый ею, это натура страстная и неоднозначная. Открылся знаменитый мхатовский занавес с «чайкой», и на сцене – вполне узнаваемая по многим постановкам пьес Островского декорация (художник – народный художник РФ Владимир Серебровский) с панорамой уездного города на заднике: часть улицы с аркой, с луковкой маленькой часовни, слева – бакалейная лавка «Лев Краснов», справа – захолустная гостиница. Поворот круга – и перед нами то комната в доме Краснова, то комната в гостинице.

Режиссер Владимир Бейлис много и успешно работает в Малом театре. Чем-то этот спектакль поначалу напомнил постановки родного режиссеру «Дома Островского», но в игре Александра Хатникова (Краснов) – какие-то неуловимые, истинно мхатовские, интонации: чувственность, неоднозначность и психологическая наполненность образа.

Сюжет пьесы довольно прост: петербургский франт с пустой душой и холодным сердцем Бабаев (Юрий Ракович) задержался по казенной надобности на несколько дней в уездном городке да от скуки решил затеять короткий роман со старой знакомой с пушкинским именем Татьяна (Наталья Медведева). Бедная девушка вышла замуж не по любви, а от безвыходности своего положения за лавочника Краснова, который искренно и глубоко её любит и старается добиться ответного чувства. Актер Александр Хатников не только относится с симпатией к своему герою, но и оправдывает его. Страстность и необузданность его характера идет от всепоглощающей любви. «Душа есть, а воспитания нету», – говорят о нем окружающие. Но это не совсем так. Неотесанности и грубости в его поведении очень мало. Изо всех сил он защищает жену от нападок своих родственников. Сестра Ульяна (Ольга Дубовицкая), её муж (Борис Бачурин) да и его больной брат Афоня (Максим Бойцов) – каждый со своей правдой, никто не принимает чуждую их семейному укладу женщину. Слепой старик Архип (н. а. России Владимир Ровинский) – еще одна замечательная актерская работа – говорит своему внуку: «Причина многих несчастий в том, что люди не могут укротить свое сердце». Укротить свое сердце здесь никто не сможет, это и приведет к греху – сначала измене, потом и к убийству.

Страсти на сцене разгораются действительно трагические, а бытописатель и знаток русской души Островский под стать Шекспиру – мастер в создании драматических ситуаций, целой галереи характеров, человеческих слабостей и пороков. И всё это на родной, отечественной почве. Татьяна, увлекшись пустым и случайным в её жизни человеком, обманывает действительно любящего и преданного мужа. Муки не только ревности, но и какой-то глобальной обиды от несправедливости устройства мира толкают Краснова на убийство обманувшей его женщины и самоубийство. Кстати, в пьесе Островского Краснов себя не убивает, но Краснов-Хатников жить дальше просто не сможет. Беда и двойной грех – «на кого не живет» – с кем не случается в минуту отчаяния и от невозможности прощения. «Что ты сделал? Кто тебе волю дал? Нешто она перед тобой одним виновата? Она прежде всего перед Богом виновата, а ты, гордый, самовольный человек, ты сам своим судом судить захотел. Не захотел ты подождать милосердного суда Божьего», – такими словами Архипа заканчивается спектакль. Спектакль, в котором страсти, такие понятные русскому сердцу, прибывали по нарастающей до страшной кровавой развязки, заканчивается призывом к милосердию.
Добавить комментарий  

Главная страница | О театре |  Традиция и мы |  Репертуар |  Труппа |  Премьера |  Афиша |  Заказ билетов | 
Московский Художественный Академический театр им. М.Горького
125009, Россия, Москва, Тверской бул., 22
Тел.: (495) 697-62-22, 697-87-72 (администраторы), 697-87-73 (касса)
E-mail: mxat@list.ru (канцелярия), mxat-otzyv@list.ru (отзывы и пожелания)
Разработка и дизайн: SFT Company © 2006 - 2009
Технология WebDoc