О театре МХАТ имени Горького Репертуар. Спектакли МХАТ им. Горького Традиция и мы
на главную страницу
Премьеры Афиша Заказ билетов
about на главную страницу
Руководство | Пресса | Новости | Художник | Контакты | Фотогалерея | Гости о нас | Документы |
Версия для печати

Драма характеров, а не обстоятельств

Автор : Валерий Модестов
Источник : "Вечерняя Москва"

В МХАТе имени Горького, который больше известен как Театр Татьяны Дорониной, состоялась премьера спектакля «Отелло уездного города» по пьесе Александра Островского «Грех да беда на кого не живет» с ключевыми словами «драма», «уклад русской жизни», «мещанская среда», «страстная натура»… Последний раз я был в этом театре на премьере спектакля «Васса Железнова» с Татьяной Дорониной в главной роли.

Меня потрясла тогда ее трактовка привычного образа героини. Доронина утверждала на сцене не некрасовскую бабу, которая «коня на скаку остановит и в горящую избу войдет», не железную судовладелицу, на что указывает фамилия героини, а много пережившую женщину. Умную, красивую, глубоко чувствующую и страдающую, но не сломленную обстоятельствами. Главное в ее жизни — Дом и Дело. Ради них она готова на многое. Ее Васса была чудом актерской интерпретации горьковского образа.

Чудом «Отелло уездного города» также стала актерская интерпретация созданных Островским характеров.

О чем этот спектакль? Судя по записи на сайте театра, о том, как молодой барин-повеса, приехавший по делам в уездный город, нарушил привычное течение жизни местных жителей. В результате открылось, что благополучие в некоторых семьях лишь внешнее.

А любовь стала всепоглощающей страстью шекспировского масштаба, превратив доброго, скромного лавочника в мрачного, мстительного Отелло.

Однако вопреки этой трактовке, располагающей больше к мелодраме (одно название чего стоит!), актеры играли высокую драму, закончившуюся «горькой утратой».

В интерпретации Александра Хатникова не безответная любовь и неверность супруги помрачили разум лавочника Краснова, а глубокая обида, она толкнула его на преступление.

Ревность Краснова сродни любви, которую называют безумной. Вообще-то, Краснов убил жену за собственную ошибку в выборе подруги жизни, но кто решится бросить камень во влюбленного? Жена Краснова Татьяна (Наталья Медведева) в отличие от шекспировской Дездемоны вышла замуж по обстоятельствам. Беда ее в том, что любит не мужа, а заезжего барина, «любит без искусства, послушная веленью чувства». Так Островский пытался смягчить грех Татьяны, и актриса прекрасно это отыгрывает.

Краснов Хатникова — характер противоречивый, возвышающийся над той пошлой средой, из которой он вышел.

Таких положительно-отрицательных преступников можно встретить только у Шекспира, который, как известно, мелодрам не писал.

Пьеса «Грех да беда» — драма характеров, а не обстоятельств. Ее поэтика сложнее и многограннее стереотипного представления о ней, ибо имеет глубокие театральные корни. За нее Островский получил престижную Уваровскую премию. Впервые представленная в 1863 году на сценах Малого, она долгое время успешно игралась во многих российских театрах.

Нам пьеса «Грех да беда» близка уже потому, что в тяжелом зрелище чужих несчастий мы черпаем порой мужество и силы, чтобы жить самим. Таково свойство пьес Островского, дающих человеку веру, надежду и оптимизм.


В

Добавить комментарий  

Главная страница | О театре |  Традиция и мы |  Репертуар |  Труппа |  Премьера |  Афиша |  Заказ билетов | 
Московский Художественный Академический театр им. М.Горького
125009, Россия, Москва, Тверской бул., 22
Тел.: (495) 697-62-22, 697-87-72 (администраторы), 697-87-73 (касса)
E-mail: mxat@list.ru (канцелярия), mxat-otzyv@list.ru (отзывы и пожелания)
Разработка и дизайн: SFT Company © 2006 - 2009
Технология WebDoc