Эдуард Бояков: «Мы счастливы, что есть творческий тонус»

Эдуард Бояков: «Мы счастливы, что есть творческий тонус»

20 июня

Эта неделя для столичных театров – особенная. После многих недель самоизоляции, неопределенности, преждевременно закрытого сезона, коллективы смогли вернуться в родные стены, возобновить репетиционный процесс. Наконец появилась возможность планировать новый сезон и озвучивать новые даты несыгранных весной спектаклей. Театральным гастролям и планам была посвящена пресс-конференция, которая прошла в ТАСС 18 июня.

Главным поводом для разговора с журналистами стал грядущий юбилей народной артистки РСФСР Светланы Крючковой и перенос ее гастролей со спектаклями БДТ им. Товстоногова «Игрок» и «Жизнь впереди», которые должны были пройти в МХАТ им. М. Горького в июне этого года.

- Очень хочется, чтобы москвичи меня увидели в этих спектаклях, - поделилась Светлана Крючкова. - С 1978 года я не была в Москве со спектаклями Большого Драматического театра. То есть я приезжала как отдельная планета – со своими вечерами сольными. И теперь я хочу поблагодарить от всей души тех, кто купил билеты, но их не сдал – потому что спектакли состоятся, но в следующем году, - пояснила Светлана Николаевна.

- Я даже рада, что так произошло, - прокомментировала она перенос гастролей на год. - В этих обстоятельствах проявляются люди. То, как повели себя Эдуард Бояков, Анастасия Ефремова и зрители, которые, купив билеты, не поспешили их сдать, - вдохновляет. Для нас приехать со спектаклями на следующий год будет двойная радость.

Анастасия Ефремова, президент Фонда Олега Ефремова и организатор гастролей, уточнила даты – начнутся спектакли 22 июня 2021 года. Все билеты, купленные в этом году, будут действительны, более того, зрители, которые готовы были целый год ждать встречи с любимой актрисой, получат подарки от Фонда.

В свою очередь, художественный руководитель МХАТ имени Горького Эдуард Бояков отметил, что эти спектакли давно идут на петербургской сцене, и настал момент показать их в Москве.

- Для меня это не эксперимент, конечно. В нашей системе координат нет ничего настолько здорового и правильного, нежели отметить юбилей выдающейся актрисы, - подчеркнул худрук МХАТ. - Вот это и есть мхатовский принцип, то, что пытался сделать Ефремов. Олег Николаевич строил этот театр, как театр, который совмещает современную авангардную контемпоральную модель театра и театра традиционного, который постоянно выстраивает свою художественную политику с отцами-основателями. Поэтому БДТ, Фонд Олега Ефремова, МХАТ и Крючкова – мне кажется, это прекрасный букет.

Роман Мархолиа, режиссер спектаклей «Игрок» и «Жизнь впереди», поделился давним желанием привезти эти спектакли в столицу.

- Потому что московский зритель – это очень быстрый зритель, реакции совсем другие. Москва – феноменальный в этом смысле город. Москва очень экспрессивна. Москва – это праздник, и мы ждем этого праздника.

- Но и МХАТ стремится в Петербург, – об этом рассказывал Эдуард Бояков. Он напомнил, что в мемуарах Станиславский писал: «Петербург - это часть нашего репертуара» и к ежегодным весенним гастролям в Петербург основатель Московского художественного театра относился как к части своего репертуара.

- Я мечтаю восстановить эту традицию и всячески намекаю тем, кто находится в Петербурге, что у нас есть, что показать. Мы мечтаем о питерском зрителе! – поделился Эдуард Бояков.

МХАТ не гастролировал десятилетия, но в этом сезоне гастрольная программа возобновилась и была довольно обширной: Ставрополь, Симферополь, Севастополь, Кострома, Брянск. Были запланировали, но, к сожалению, перенесены на следующий год гастроли в Казахстане.

Конечно, говорили о том, как отразилась самоизоляция на работе театра, о планах на новый сезон.

- Не хочу сейчас делать хорошую мину при плохой игре, а искренне скажу, что, действительно: не было бы счастья, да несчастье помогло. Мы почувствовали друг друга в этой новой, удивительной среде, в этой ситуации бесконечных зум-конференций. Но что-то запустилось, мы почувствовали, что мы нужны друг другу по-настоящему, и, может быть, мы даже что-то приобрели, - поделился Эдуард Бояков. Мы начали дорожить временем, которое нам отпущено. И судьбой, и сезоном, и работой, и здоровьем. Действительно дорожить.

Художественный руководитель МХАТ рассказал о премьерах, которые выйдут в самом начале сезона – уже этой осенью. Это спектакль по музыке Исаака Дунаевского «Красный Моцарт», постановка главного древнерусского текста «Слово о полку Игореве», история «Петра и Февронии», а также спектакль по пьесе Святослава Рыбаса о Столыпине «У премьер-министра мало друзей». Кроме этого, до конца 20-го года будут подготовлена премьера «Лавра» по роману петербургского писателя Евгения Водолазкина, начнется активная работа над спектаклем «На дне» в постановке Андрея Кончаловского, а петербургский режиссер Виктор Крамер начнет репетировать «Лес» с мхатовцами и приглашенными актерами – Евгением Стычкиным и Андреем Мерзликиным. А ещё театр до конца текущего года выпустит спектакль «Некурортный роман», где также будут мхатовские актрисы и приглашенные Алика Смехова, Ирина Линдт и Алиса Гребенщикова.

- Огромные планы, и мы должны все это буквально сейчас сделать. И мы готовим сезон, и радуемся, и надеемся. Планов много, они скорректированы, но их не стало меньше. Сезон будет открыт 15 сентября, - подытожил Эдуард Бояков.

Бронирование билета

Спектакль: