20 ноября в МХАТ им. М. Горького на Большой сцене прошла премьера спектакля «Нюрнбергский вальс».

20 ноября в МХАТ им. М. Горького на Большой сцене прошла премьера спектакля «Нюрнбергский вальс».

20 ноября

Новая постановка МХАТ - спектакль «большого стиля»: в декорациях, которые воспроизводят интерьеры знаменитого «зала 600» Дворца правосудия, зрители, как очевидцы Нюрнбергского процесса, становятся свидетелями исторического трибунала и трагической любовной истории русской аристократки-эмигрантки (Лиза Арзамасова) и советского разведчика (Анатолий Руденко). «Нюрнбергский вальс» - это пьеса, где документальная правда соединяется с правдой театральной драматургическими и постановочными решениями, где лирические сцены сменяются ожившей документальной хроникой из зала суда, где создана яркая галерея персонажей и где образы и смыслы передаются необычной сценографией и масштабными декорациями. 

О спектакле начали говорить задолго до премьеры. Отчасти это связано с тем, МХАТ им. М. Горького в начале ноября показал журналистам отрывок из спектакля на пресс-конференции в театре. Отчасти – с важной темой, о которой заговорил театр накануне 75-летия важного события: 20 ноября 1945 года в Нюрнберге начал работу Международный военный трибунал, суд над нацистскими преступниками. 

Перед премьерой, по традиции, к зрителям обратился художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков:
Дорогие гости, дорогие друзья! Сегодня мы играем шестую премьеру. Мы заявили о больших планах, мы хотим выпустить 20 премьер в текущем сезоне. Надеюсь, что сложные обстоятельства, в которых мы работаем, не помешают этим планам реализоваться. Каждый из этих спектаклей связан с нашей стратегией, с нашей художественной политикой - результатом работы такого театра как МХАТ, который заявляет о намерении строить национальный театр, является не отдельный спектакль, а именно репертуар. И этот репертуар не может быть построен без определенного набора качеств и свойств. Так, МХАТ был, есть и будет театром, в котором представлены современные, живые авторы. Сегодняшняя премьера соответствует этому направлению, потому что это работа Александр Звягинцева, известнейшего и крупнейшего историка. Однако спектакль, не смотря на свое название, связан не только с историческими событиями. Мы делали его о русском человеке, о русском характере.

В основе спектакля – пьеса известного писателя, драматурга, крупнейшего специалиста по Нюрнбергскому трибуналу Александра Звягинцева. В нем использованы уникальные архивные документы. «Нюрнбергский вальс» создан на основе романа «И воздастся вам...», который является второй частью книги «На веки вечные». Изучив огромное количество документов Нюрнбергского процесса, открыв много важнейших фактов, которые были стерты временем, Александр Григорьевич повествует о них через своих героев. 

Параллельно событиям, беспрецедентным в истории человечества, в пьесе развивается история любви двух героев, работающих на процессе в составе двух групп переводчиков: он – из Советского Союза, она – из Франции. Родные по языку, по крови люди, они принадлежат двум разным лагерям: он – сын бедняков, убежденный большевик, она – дочь русских аристократов-эмигрантов, монархистка по убеждениям, носительница дореволюционной культуры. Представители России «красной» и России «белой», они прекрасно понимают: их любовь невозможна, они принадлежат разным мирам и есть силы, которые не допустят, чтобы влюбленные оставались вместе. 

Режиссер спектакля Грета Шушчевичуте:
В МХАТ нет случайных спектаклей. То, что здесь идет, тщательно продумано, проверено, связано со всем репертуаром единой концепцией. У меня были мысли о том, что такая тема, как Нюрнбергский процесс, не слишком привлечет современного зрителя, привыкшего к тому, что его развлекают. Но когда я погрузилась в материал, поняла, что это о Второй мировой войне знают много, а о Нюрнбергском суде, на самом деле, люди почти ничего не знают. Очень важно, что в пьесе Александра Звягинцева много документального материала – там озвучены настоящие допросы, которые запротоколированы во время процесса, то есть это те слова, которые на самом деле говорили участники процесса, и, значит, все, что касается суда – достоверное. 

Контекст
Мало кто знает, что процесс мог пойти не так, как предполагали представители Объединенных Наций. Второй человек в рейхе, Герман Геринг не только не признавал своей ответственности за приказы, которые отдавал фюрер, но и парировал многие обвинения. А самое главное, отрицал, что Германия вела подготовку к войне против Советского Союза – по его версии рейх всего лишь защищался. Геринг утверждал, что военные действия в июне 1941 года должны были предупредить агрессию Сталина (те же самые аргументы используют сегодня западные пропагандисты). 

Переломный момент процесса – свидетельские показания фельдмаршала Паулюса, который рассказал о плане «Барбаросса», определившем сроки нападения на СССР. Многие обвиняемые забыли или не знали, что попавший в плен под Сталинградом Паулюс жив. И уж тем более никто не мог предположить, что советская сторона рискнет привезти фельдмаршала в американскую оккупационную зону. 

При создании спектакля использовались уникальные документы, раскрывающие подробности этой операции. Ответственность за ее успех или провал Сталин возложил на исполнителей. Никто не мог гарантировать, что, оказавшись перед лицом судей, Паулюс повторит свои показания. Паулюс сделал это, разрушив всю систему защиты Геринга и других военных преступников. Девятерых из них «суд народов» приговорил к высшей мере – смертной казни. 

В этом году отмечается важная дата: 20 ноября 1945 года в Нюрнберге начал работу Международный военный трибунал, суд над нацистскими преступниками. Спустя 75 лет факты, доказанные в ходе Нюрнбергского процесса, противостоят любым попыткам пересмотреть итоги самой страшной войны в истории человечества.

Фото: Наталия Губернаторова


Бронирование билета

Спектакль: