«InFocus»: МХАТ ПЕРЕЧИТЫВАЕТ ТУРГЕНЕВА: О ЛЮБВИ НА ЧИСТОМ РУССКОМ

06.01.2020

«InFocus»: МХАТ ПЕРЕЧИТЫВАЕТ ТУРГЕНЕВА: О ЛЮБВИ НА ЧИСТОМ РУССКОМ

Спектакль «Отцы и дети» по роману Ивана Сергеевича Тургенева во МХАТ поставили в год 200-летия со дня — премьера состоялась 24 мая 2018 года.

И теперь вместе с труппой давно знакомое произведение из школьной программы страницу за страницей перечитывает разновозрастная мхатовская публика. Школьники, студенты, родители, старшее поколение — те самые отцы и дети, чьи отношения и стали предметом подробного и неспешного анализа Ивана Сергеевича.

Перелистать…

Для актеров и зрителей же предметом исследования становится сам русский язык — живой, богатый, переливающийся гранями и смыслами, неспешный, как была неспешной и вдумчивой жизнь в те времена, что описывает автор.

Режиссер-постановщик Александр Дмитриев :особенно настаивает на этом: “Мне хотелось так поставить спектакль, чтобы зритель, который смотрит спектакль, слушает его, почувствовал разницу, как мы сейчас говорим, и как разговаривали те люди. Мы постарались привнести в этот спектакль любовь к русской литературе и русскому языку. Хотелось, чтобы зритель почувствовал разницу, как мы говорим сейчас — косноязычно, отрывисто -, и как не хватает этого легато для той гармонии и покоя, которые испытывали люди в то время. Если мы начнем говорить по-другому — не спеша, не торопясь, возможно, какие-то наши душевные качества станут совершенно другими. Нам всем надо немножко успокоиться. Нас часто спрашивают, почему ваш Базаров не такой революционный, а нам хотелось показать его страдающего, любящего — этого нам всем не хватает сегодня, любви…”

Перечитать…

Удивительным образом зрительская аудитория действительно открывает для себя по-новому зачитанный “до дыр и зачетов” роман.

Отец и сын Герасины из Екатеринбурга подтверждают это “открытие”: “В детстве казалось, что это роман о революционере, который отрицает все старое, отжившее, протестует против всего, но в этом спектакле мы видим, что нет — это история о любви. Любви отеческой, любви детей к родителям, любви братской, любви между мужчиной и женщиной — и есть о чем теперь подумать и всерьез поговорить в кругу семьи, заново прочувствовать то, что нас связывает. Это… переворачивает”.

МХАТ действительно предлагает свою версию, и спектакль становится эмоциональным откровением, пробирает… И не столько юбилей Тургенева стал причиной постановки, сколько актуальность поднятой им темы.

Отцы и дети. МХАТ

И прочувствовать…

“Это была первая моя серьезная большая роль в театре, — говорит Николай Коротаев, исполнитель роли Евгения Базарова. — Я люблю большое и интересное — чтобы потрудиться, зубы поломать. Я не любил Тургенева в школе, скучно же. Потом перечитывал в училище, и — все то же. Но в работе над спектаклем вдруг открылась эта тургеневская глубина, какими ниточками связаны персонажи, какая плотная структура романа. И если зрители придут и увидят, что Базаров и другие герои живые, не картонные, не книжные — это здорово. Наши герои живут, чувствуют, любят — это главное. Это мы стараемся показать”.

И удается же. Потому что из зала зрители выходят не только с влажными глазами, но — держась за руки, а родители и дети — обнявшись и притихнув.

Выходят, надо отметить, неторопливо, словно еще проговаривая внутри себя напевные тургеневские фразы, словно проживая еще внутри те ситуации, что неспешно перелистал и перечитал вместе с ними МХАТ.

26 января и 8 февраля вы тоже сможете неспешно перечитать роман на большой сцене МХАТ.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен

Интернет-портал «InFocus», 6 января 2020 г.

Последние новости
17.01.2020

«Комсомольская правда»: МХАТ: проспект внутри бульвара и тайная комната с китайским жиром

Нашим корреспондентам провели экскурсию по МХАТ им. М. Горького.
17.01.2020

«InFocus»: Михаилу Афанасьевичу с любовью…

Спектакль «Зойкина квартира» – яркий пример мастерства Булгакова-драматурга – вернулся на сцену МХАТ им. М. Горького обновленным.
17.01.2020

«InFocus»: В МХАТ им. М. Горького воцарился Дракон...

Спектакль «История рыцаря» в МХАТ им. М. Горького.