«Три сестры» – реконструкция знаменитой постановки В. Немировича-Данченко 1940 года. Спектакль сдержан, мудр и прост, как подобает настоящей классике высокой пробы. В нем не нужны дополнительные эффекты – чеховское слово и великая режиссура создали шедевр на все времена.
Утраченные иллюзии, несбывшиеся надежды, уходящие молодость, радость, сила – и невозможность ничего изменить: чеховская пьеса играется в миноре, но оставляет удивительно светлое впечатление. Важную роль в спектакле выполняет музыка – она не просто поддерживает настроение, она ведет и объединяет происходящие на сцене события.
История спектакля
Пьеса Антона Чехова «Три сестры» впервые увидела свет на сцене Московского Художественного театра в 1901 году. Начатую К. Станиславским постановку завершал В. Немирович-Данченко.
Он вновь вернулся к постановке «Трех сестер» в 1940 году, когда пьесы Чехова воспринимались в стране как пережиток прошлого. В его новой работе пьеса получила характер лирической трагедии – в ней была ирония, горечь, правда и – несмотря ни на что – вера в человека. В 1940 году спектакль был воспринят как обращение к прошлому, как отголосок прежней, прекрасной и навсегда потерянной жизни дореволюционной России.
В 2020 году исполнилось 160 лет со дня рождения А. Чехова, 120 лет – пьесе «Три сестры» и 80 лет знаменитой мхатовской постановке В. Немировича-Данченко. К этой дате единственный сохранившийся спектакль великого режиссера был реконструирован.
Продолжительность спектакля: 3 ч. 40 мин., с двумя антрактами
Премьера состоялась: 20 февраля 2020 года
«Это единственный в мире театр, в репертуаре которого сохранилась постановка Владимира Немировича-Данченко. Спектакль, поставленный в 1940 году, считают особой страницей в истории советского театра».
«Для восстановления постановки в том виде, в каком ее создал Немирович-Данченко, в театре была проделана большая работа. Были найдены и исследованы стенографические записи репетиций к оригинальной постановке, которыми руководил сам Немирович-Данченко, найдены фотографии с премьерного показа 1940 года и восстановлены эскизы оригинальных декораций».
«“Я должна была собрать все публикации, которые были. Видеоряд, который мог быть. Эскизы декораций. Фотографии актеров, сценографию. Все, что было можно”, – рассказывает театровед Светлана Новикова».
«Многочисленные проблемы, затронутые в чеховском произведении, отнюдь не канули в Лету: это тоска по лучшей жизни, ставшие болью несбывшиеся мечты юности, неумение найти применение своим способностям и противостоять пошлости, неразделенная любовь и полное ее отсутствие, разочарование в браке».
«Хочется верить, что спектакль будет жить, не станет театральным музеем, будет наполняться новыми оттенками игры. Ведь в этом и заключается школа МХАТ: не стремиться к внешним фокусам, потакающим низменным вкусам “хозяев жизни”, а выражать глубинные человеческие смыслы, связывая прошлое и будущее в единую нить».
«В спектакле сохранились уникальные мизансцены Немировича-Данченко. За многие десятилетия накапливался субъективный актерский опыт, который уводил в сторону и менял рисунок игры. К счастью, нашлись монтажные книги, архивные партитуры спектакля (в них точно описаны и даны указания, каким должен быть свет, шум, музыка, передвижение актеров), благодаря которым удалось достоверно восстановить спектакль».
Режиссёр-постановщик – Владимир Немирович-ДанченкоРежиссёры – Нина Литовцева, Иосиф РаевскийХудожник – Владимир ДмитриевРежиссёры реконструкции – н.а. РФ Валентин Клементьев, н.а. РФ Михаил КабановХудожник реконструкции – з.р.к. РФ Екатерина КузнецоваХудожник реконструкции по костюмам – Елена ЗыковаКонсультант по военным костюмам – Павел АлехинХудожник по свету – Елена ДревалеваПедагог по вокалу – Ольга ЗрилинаСуфлер – Валентина ОрловаПомощники режиссёра – Эльвира Карпова, Евгений ВасильевЛинейный продюсер – Татьяна Андреева