Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. Горького

Ирония судьбы, или «Жизнь кончается не завтра».

02.05.2016

Нечасто бывает, когда все до единого зрители после спектакля выходят из зала со счастливыми лицами, светлыми улыбками и чувством неподдельного удовлетворения от увиденного на сцене. Такое единодушие в МХАТ им. М.Горького, честно говоря, я видела впервые — так, чтоб никто не высказывал каких-то мелких замечаний, не спешил в гардероб или к мобильному телефону, не вёл разговоров на отвлечённые темы. Какая-то всеобщая нега витала в атмосфере, наполненной всеобщим согласием и нескончаемой добротой, когда было достаточно обмена тёплыми взглядами, а лаконичные словесные реплики прорывались двумя-тремя словами: «Матасова — чудо!», «Ну до чего хорош Самойлов!», «Какой обаятельный Вован (С.Ю.Курач)...» Каждый словно не спешил расстаться с миром героев пьесы А.А.Дударева «Люти», которых на сцене было трое. Но как ненавязчиво и уверенно, как органично вошли они в сердце каждого, кому посчастливилось увидеть это великолепное трио! Публика по большей части была «взрослой», детей в зале я не заметила, и это, наверное, неплохо — история, хоть и «сказка», но всё-таки для взрослых. Ее герои, как и в любой сказке, — добрые, а злые, которые по закону жанра тоже должны быть, остались, выражаясь языком кино, «за кадром».

Ассоциации с кинематографом в данном случае напрашиваются не случайно — завязка в этой мело­драме невольно напоминает всеми любимый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»: главная героиня в одиночестве готовится к встрече нового года, но появление неожиданного гостя в её квартире резко меняет всю её жизнь, при­ходит настоящая любовь, по которой истосковались оба. И, как водится, оба должны пройти нелегкие ис­пытания за определённый срок — от Нового года до Пасхи. Два одиночества зажигают новогодние свечи за праздничным столом, словно сжигая в их пламени всё то, что мешало на пути к счастью: он — неудачи в прошлой жизни и настоящую цель своего визита (его послали убить главную героиню!), а она, впустив в квартиру непрошенного гостя, якобы влюблённого в неё капитана, вдруг напрочь забудет все свои страхи и комплексы, ощутив рядом с собой ту «вторую половинку», о которой мечтает каждая женщина (да и каждый мужчина тоже). Но окончательно все «препятствия» между героями будут сожжены чуть позже - в огне свечи пасхальной — одной и общей на двоих. Для этого надо будет пережить расставание, раскаяние и прощение, по-настоящему оценить свои чувства, совершить поступок и найти мужество рассказать друг другу правду. В великолепный актерский дуэт Лидии Матасовой (Люти) и Александра Самойлова (Капитан) очень органично войдет и третий – Станислав Курач (Вован), внеся острую пикантность в отношения главных героев. Этот новый русский «браток» появится только во втором действии, но так ярко и неожиданно, что классическая мелодрама превратится в настоящий детектив. По сути бандит, Вован, словно сказочный волшебник, в два счёта решит все проблемы с квартирой, из которой пытаются выселить Люти. Решит по-своему, по одному ему известным «понятиям», но как красиво, по-мужски, «чисто конкретно»! В образе Вована С. Курач вовсе не выглядит карикатурным, хотя и «душкой» его назвать нельзя. Но его мужское начало настолько сильно, а справедливость, которую он вершит ради женщины, с которой до этого был знаком только виртуально (с детства слышал ее голос из телевизора, а затем по телефону неоднократно попадал к ней по ошибке), — невольно вызывает не просто уважение, но и восхищение. Мы так живём! Все разные, с разными судьбами, но каждый мечтает о счастье, о любви и о справедливости.

Все на сцене будет узнаваемо и по-настоящему: до мелочей знакомая обстановка комнаты, где происходят события; костюмы героев, словно вышедших из соседней квартиры нашего дома; такие любимые песни из переносного радиоприёмника и с забытых проигрывателей; современные шлягеры с глупейшими стихами, звучащие с телеэкрана сегодня. Это наша жизнь. А разве судьба каждого героя — вымысел? Да они все взяты из жизни. Это подтвердят зрители Тулы и Воронежа, Краснодара и ряда городов Белоруссии, где спектакль «Люти» уже ставили на сценах городских театров. А теперь к ним ещё при-соединятся и москвичи, тоже поверившие в сказку, талантливо рассказанную режиссером-постановщиком Александром Дмитриевым.

И кто сказал, что сказки не могут становиться былью? Еще как могут!

Рекомендованные статьи
24.10.2006

Живая классика и ее воплощение

Состоявшаяся на сцене МХАТ им. М. Горького премьера комедии А.Н. Островского «Женитьба Белугина» подтвердила репутацию режиссера-постановщика Татьяны Дорониной как вдумчивого мастера. Она сумела не только осознать философское и социальное содержание одной из лучших комедий русского театра, но и воплотить замысел драматурга в яркие сценические образы.
12.11.2017

«Правда»: Дебют два столетия спустя

Одним из заметных событий юбилейного 120-го сезона в МХАТ им. М. Горького по праву можно назвать премьеру комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Студент». Благодаря усилиям прославленного…
01.01.1973

О киноролях Юрия Горобца

В фильме «Выстрел в тумане» Горобец сыграл подполковника КГБ Киселева, умного, проницательного контрразведчика. «Что же вы парикмахер, а с такой щетиной! Придется побрить, «Католик»! — Эта «ударная» фраза венчает сюжет детектива. Сцена разоблачения шпиона исполнена актером в хорошем смысле эффектно.
20.02.2007

О ролях Елены Коробейниковой

…Бедные невесты сегодня невольно оказались в положении Настеньки из «Нежного сердца». Актрисе Елене Коробейниковой уже доводилось играть во МХАТе на Тверском подобные роли, и она умеет не только…